Стив Вашингтон: блюз без галстука
Музыкальный язык интернационален, особенно если речь идет о джазе, всегда дававшем артистам свободу для импровизаций и коллабораций. Чтобы совместно исполнять джазовые стандарты, при этом чувствовать и понимать друг друга, необязательно говорить на одном языке. Музыканты из разных стран мира устраивают спонтанные джемы на фестивальных сценах, создают тандемы за кулисами, чтобы показать публике заранее заготовленные программы. Спасо-Хаус — резиденция американского посла Джона Хантсмана в Москве — часто становится площадкой для подобных экспериментов. На этот раз праздник устроили певец из США Стив Вашингтон и российское трио Сергея Васильева.
Фото: facebook.comSteve Washington.
Глядя на задорного моложавого Стива, с трудом верится, что свою карьеру он начал уже 30 лет назад в вокальном ансамбле Пристонского университета. Там же юноша погрузился и в театральный мир студенческих постановок (видимо, именно этот опыт впоследствии помог ему успешно сыграть одни из главных ролей в мюзиклах «Отверженные» и «Призрак оперы»). «Оперившись», он решил, что все же профессия актера второстепенна, музыка на первом месте, и создал бэнд Steve Washington Project, играющий джаз-фанк и R’N’B. Блюз, классический джаз он стал соединять с более современными стилями и латиноамериканскими мотивами.
У контрабасиста Сергея Васильева, который стал партнером Стива на сцене, не менее интересная история. Он играл с известными музыкантами по всему миру, выступал в коллективах Crazy Rhythm, «Зеленая волна», «Новое поколение», стал лауреатом многих российских и зарубежных конкурсов. Будучи постоянным участником трио знаменитого Даниила Крамера, Сергей решил параллельно собрать собственную супергруппу с барабанщиком «Несчастного случая» Павлом Тимофеевым, также успевшим поработать с именитыми российскими и иностранными джазменами, и пианистом Иваном Фармаковским. Ивану интересно как играть джазовые опусы, так и писать собственную музыку (на его счету три авторских альбома).
Для столичного вечера артисты выбрали лучшее из классики и сыграли композиции в аранжировках, близких к оригиналам. Искушенной публике, как правило, интереснее новое прочтение шедевров, но зато, слушая традиционное, у нее есть возможность мысленно перенестись в прошлое как будто на машине времени. Музыканты порадовали гостей романтичной «Moon River» Генри Манчини, которую в фильме «Завтрак у Тиффани» пела Одри Хепберн, «Cheek to Cheek», написанной Ирвингом Берлином для танцевально-песенного дуэта Фреда Астера и Джинджер Роджерс в картине «Цилиндр», «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» Дюка Эллингтона, номером из мюзикла «Звуки музыки». Под занавес Вашингтон скинул с себя пиджак, снял галстук и, подмигнув слушателям, запел «блюз от Стива», как он назвал свою импровизацию.
После концерта артист поделился с «МК» эмоциями и рассказал, почему он в итоге предпочел традиционный жанр современным.
— Помню, как я еще учился в колледже и любил смотреть старые фильмы. Меня впечатляла не столько игра актеров, сколько музыка, которая там звучала. В современном кино она в основном только создает фон, атмосферу и настроение, а тогда была самобытным явлением. Например, не все смотрели «Цилиндр», но «Cheek to Cheek» знакома почти каждому слушателю. Я как губка впитывал в себя эту культуру, рано начал петь, так что у меня не было никаких сомнений по поводу того, кем я стану в будущем.
— Я знаю, что в своем проекте вы соединяете элементы различных стилей, исполняете не только джаз, но и R’N’B, латиноамериканскую музыку. Это меняет подачу?
— Честно говоря, экспериментировать мне больше нравилось в юности. С годами влияние современных стилей на меня явно ослабевает. (Смеется.) Сейчас я испытываю огромное удовольствие именно от работы с золотым американским наследием. Это же уникально, что шедевры, созданные в начале, в середине XX века, по сути, оказались вне времени и, уверен, будут популярны еще очень долго. Мне интересно смотреть в вечность, это дает большую внутреннюю свободу.
— Какие впечатления сложились у вас от работы с трио Сергея Васильева? Чем вообще интересны коллаборации?
— Даже если ты уже несколько десятилетий выходишь на сцену, тебе все равно есть куда стремиться. Мы, музыканты, люди любознательные, и любая интересная коллаборация для нас — это опыт, возможность научиться чему-то друг у друга.