Стинг воспитал идеального клона
«Быстрее! Ну что ты ковыляешь?! Говорили же, разогрев еще будет, а он вышел! Как так?!» — эффектная блондинка в красном тащила подругу в зал за руку, как куклу, пока та пыталась не свалиться со шпилек. Девушки перепутали Стинга с его сыном, Джо Самнером, который, собственно, и разогревал отца в туре «STING 57TH & 9TH TOUR». Неудивительно: те же черты лица, фигура, уже тоже седые волосы, уложенные в идентичную папиной укладку, даже голоса поразительно похожи.
фото: Aлексей Молчановский
Помимо того чтобы отличить младшего музыканта от старшего, у зрителей был еще один занимательный квест: разгадать странное и непонятное большинству название тура. Эквивалент на русском языке — «Между 57‑й и 9‑й». На самом деле это 12‑й студийный альбом артиста, вышедший в ноябре прошлого года, а 57‑я и 9‑я — улицы Нью-Йорка, между которыми пролегал путь музыканта на студию, где записывалась пластинка. Многие критики и слушатели отзываются о ней как об одной из самых глубоких и концептуальных его работ, хотя, впрочем, Гордон Мэттью Томас Самнер (это настоящее имя Стинга) никогда не отличался поверхностностью, копал и вширь, экспериментируя с направлениями, жанрами, стилями, и вглубь, поднимая в своих композициях серьезные экзистенциальные, философские, психологические, социальные темы. «57TH & 9TH» — история очень неоднозначная и выпуклая, уже вызвавшая шквал споров и дискуссий.
Одна из самых острых песен с альбома — «Inshallah» («если так пожелает Аллах», или в варианте, который ближе отечественному менталитету — «на все воля божья»). Это композиция о молитве беженца. Вообще, артист уже заявлял, что вся пластинка посвящена прежде всего беженцам с Ближнего Востока. Однако она все-таки эклектична. В ней есть место как остросоциальным проблемам, так и человеческим переживаниям, сожалениям, потерям, конечно — рок-н-роллу.
В песне «One Fine Day» ее автор рассуждает о том, что человечество бездумно уничтожает свой дом, свою планету, и из-за этого происходят необратимые изменения в климате. «50 000», признанная уже новым хитом, была сочинена буквально через несколько дней после смерти Принса. Она, правда, посвящена не только ему, но и многочисленным гениям, которые как будто забывали закрыть за собой дверь, уходя в рок-н-ролльный рай, и в итоге вереницей покидали землю в последние два года. Отрывок из этого опуса Стинг совместил на шоу в Москве с кавер-версией на трек Дэвида Боуи «Ashes to Ashes», исполненной дуэтом с сыном.
Вообще, Стинга всегда называли филантропом, он никогда не проходил мимо человеческой беды и, в общем-то, никогда не боялся открыто и аргументировано высказывать свою точку зрения, к чему постоянно призывает и своих фанатов. Все это очень ярко отражается в творчестве и дальнейших историях, связанных с песнями. Например, знаменитая композиция «Fragile» (ее на столичном концерте певец исполнил, второй раз выйдя на бис) вошла в благотворительный сборник «Songs for Japan», доходы от продажи которого стали поступать в фонд помощи пострадавшим во время землетрясения и цунами в Японии в 2011 году.
фото: Aлексей Молчановский
Не только песни, но и концерты музыкант воспринимает часто как некую акцию, а не просто развлекательное мероприятие. Так, он один раз отказался выступать в Астане в знак солидарности с бастующими нефтяниками Жанаозена. Из таких показательных историй про бурную социальную деятельность Стинга можно написать уже целую книгу. Музыка для него, конечно, первична как искусство, но становится и инструментом в борьбе за справедливость.
«Вот. Этот концерт гораздо ближе по программе к выступлениям европейского тура, чем был питерский — там он только более попсовые хиты пел, а здесь — много The Police», — радостно делился со мной наблюдениями друг-журналист, оказавшийся на соседнем кресле. Из репертуара вошедшей в историю команды, в которой пел и играл Стинг, был собран внушительный урожай — «Walking on the Moon», «Message in a Bottle», «So Lonely», один из двух дебютных синглов «Roxanne», «Next to You», «Every breath you take», «Synchronicity II», «Spirits in the Material World», «Every Little Thing She Does Is Magic». В общем, получилась добрая треть сетлиста, если не больше. Старая гвардия фанатов в экстазе закатывает глаза, слушая именно композиции периода The Police.
Группа появилась в 1977 году, когда американский барабанщик Стюарт Коупленд услышал Стинга и убедил его заняться роком. А свой псевдоним, который прославил артиста и остался с ним на всю жизнь, он получил еще раньше, во времена увлечения джазом: им его наградил руководитель джазового оркестра Гордон Соломон. В тот период Стинг сначала играл в местной группе Newcastle Big Band, потом перешел в Phoenix Jazzmen. Его первый коллектив, который принес неплохой по тем временам заработок и славу в родном городе, назывался Last Exit. Благодаря песне «I Burn For You» музыкантам удалось пробиться в Лондон, чтобы записаться на профессиональной студии. Ее, кстати, артист посвятил будущей первой жене, актрисе Фрэнсис Томелти, матери Джо. Однако именно с The Police начинается уже стремительный взлет. Помочь добиться успеха команде помог брат уже упомянутого барабанщика Стюарта — антрепренер Майлз Коупленд. Он стал менеджером коллектива, подписал контракт со звукозаписывающей компанией, на которой очень быстро вышел первый альбом «Outlandos D’Amour».
Группа распалась в 1984‑м после грандиозного мирового турне на пике популярности, потому что Стинг решил, что с ней достиг всего и пора двигаться дальше. В 2007–2008‑м The Police собирались, чтобы прокатиться по разным странам с гастролями, чтобы отпраздновать 30‑летие выхода «Roxanne», и это были мегауспешные шоу.
Артист не прогадал, начав сольный путь, который сложился не менее успешно. Выстрелил сразу первый альбом «The Dream of the Blue Turtles», записанный с элементами джаза. Слушателей особенно впечатлил с него сингл «Russians», написанный в 1985‑м в период «холодной войны». В нем исполнитель признается, что боится ядерных ударов, и надеется, что русские тоже любят своих детей. Любопытно, что в этой композиции он использовал мелодию «Романса» из сюиты «Поручик Киже» Сергея Прокофьева. В 1991‑м вышла автобиографическая пластинка «The Soul Cages», было еще много интересных концептуальных работ, за которые певца и ценят его фанаты.
На вкус и цвет, как говорится… Помню, как много лет назад, в юности, я играла любимую жену турецкого султана на конкурсе «оживших» клипов в пионерлагере под знаменитую «Desert Rose» (без нее тоже не обошлось на прошедшем шоу). У Стинга есть атмосферные композиции, под которые фантазия может разыграться не на шутку, но часть его творчества может показаться любителям более экспрессивных опусов несколько скучноватой. Некоторая флегматичность, кажется, перешла по наследству и сыну Джо, причем в гипертрофированном варианте, судя по песням, которые он исполнил на разогреве.
Несмотря на безусловный профессионализм, харизму и идеальную физическую форму (некоторые зрители отметили, что папа выглядит лучше сына), после концерта могло остаться немного унылое послевкусие. Любопытно наблюдать, как ведут и ощущают себя на сцене рок-звезды в возрасте. У всех все по-разному. Остается надеяться, что Игги Поп, например, предстанет перед московской публикой в более бодром расположении духа.