Страсти в «Геликон-опере»: брат пошел на брата

«Геликон-опера» — это не просто театр, куда ходят только на спектакли. Это еще и удивительное архитектурное пространство, в которое постоянно вплетаются неожиданные выставки, как классического характера, так и остро-современного. Так специально для зрителей премьерной серии оперы Джузеппе Верди «Трубадур» только что здесь запустили выставочный сезон уникальным проектом «Знаковая система мира», объединяющим документальные снимки из Сирии и современную художественную керамику.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

У экпозиции к фойе Зимина — три смысловых центра, в основе которых работы скульптора Сурена Мальяна, художника Елены Мач, и журналиста, военного репортера Первого Канала Сергея Зенина.

Неожиданный диалог символизма, выраженного художниками-керамистами в древнем материале, и символизма документальной фотографии сливается в единое послание, где каждый составной элемент — знак и символ.

Этапная работа Сурена Мальяна, классика советской керамики, человека, открывшего новые выразительные возможности этого материала, — символ мира и гармонии, к которым стремятся мировые религии.

Квадриптих Елены Мач «Знаки и символы» приоткрывает неисчерпаемый художественный потенциал религиозной символики, не всегда однозначно благостной.

Фотографии из личного архива Сергея Зенина демонтируют объекты культурного наследия цивилизации, оказавшиеся в зоне боевых действий в Сирии: средневековые крепости в Алеппо и Пальмире, воздвигнутые крестоносцами; христианские и мусульманские святыни в Маалуле и Дамаске; знаки и символы войны, понятные каждому.

События сегодняшних войн мало отличаются от страшных и романтичных событий, о которых идет речь в опере Джузеппе Верди «Трубадур». Поэтому подарком внимательному зрителю станет проявление бессмертного оперного сюжета в документальных кадрах из современной Сирии, сделанных в 2016-м и 2017-м годах.

Идейный вдохновитель выставки — художественный руководитель театра Дмитрий Бертман. Он предложил сопоставить современный конфликт и эпоху крестовых походов, во время которых были выстроены крепости в Алеппо и Пальмире. К той же эпохе относится и творчество трубадуров. Вот такая неожиданная и актуальная параллель.

По сюжету оперы братья становятся заклятыми врагами, не зная что они связаны родственными связями. Отсюда и слова Бертмана:

– Как и в опере «Трубадур», каждый человек, совершая убийство другого человека, должен помнить, что он убивает своего брата.