«Театриум на Серпуховке» превратился в Японию

Среди всех новогодних представлений, которые уже выходят на старт, самое оригинальное, пожалуй, в «Театриуме на Серпуховке» у Терезы Дуровой. Здесь в полной красе — Япония и ее древние легенды. На их основе и вырос спектакль «Меч самурая». Впрочем, воинственное название не несет никакой агрессии — исключительно добро.

Йосико (Анастасия Крылова): танец с веерами. Фото: Владимир Майоров

Как всегда, «на Серпуховке» все по-настоящему. Страна восходящего солнца обозначена не штрихами, не легкой стилизацией, а как будто перенесена из Восточной Азии в Первопрестольную. Мирная деревенская жизнь, вода стекает с мельничного колеса, звуки незнакомых музыкальных инструментов, девочки с помощью тряпичных кукол разыгрывают старинную историю про отважную Йосико и коварного Мидзу Доробо, похитившего у людей воду. В деревне — да и по всей земле — началась страшная засуха, грозившая стать экологической катастрофой.

— Сюжет этой японской сказки сложился как волшебный пазл из традиционных японских архетипов, из ожидаемых и в чем-то привычных событий, — рассказывает драматург Артем Абрамов. — Но это было бы скучно без особой «приправы» — фантастического умения японцев резко вводить в сюжет что-то неожиданное, например из древней мифологии.

Древние сюжеты смотрятся более чем актуально. Вот, скажем, экология (к слову, будущий год объявлен именно Годом окружающей среды), проблема с питьевой водой на земном шаре. А на сцене этот сюжет приобретает сказочные образы и краски. Добро победит зло — на то она и сказка, но в «Мече самурая» поражает, еще и какими средствами она рассказана.

В оркестре, что расположился по двум краям сцены, наряду с привычными звучат древние японские инструменты — лютня сямисэне и цитра кото. И играет на них первоклассный мастер Дмитрий Калинин, выпускник Московской консерватории, обучавшийся игре у мастеров Японии. Экзотики добавляют еще два уникальных неклассических инструмента, на которых играет Йосико, — терменвокс и кристальная арфа. Терменвокс был изобретен физиком Львом Терменом еще в 1920 году (тогда же и продемонстрированы возможности диковинного изобретения, основанного на электрических колебаниях). Анастасия Крылова, исполнительница роли Йосико, играет на нем, изменяя расстояние между руками и двумя антеннами инструмента. Наталья Санина (второй состав) освоила кристальную арфу.


Мидзу Доробо (Владимир Седлецкий). Фото: Владимир Майоров

Часть костюмов и реквизита для «Меча самурая» прибыли из Японии — кимоно, роскошные веера, зонтики из рисовой бумаги. За время репетиций, которые проходили в павильоне «Мосфильма», артистки осваивали традиционную японскую обувь гэта — деревянные сандалии в форме скамеечки и с кожаным ремешком между большим и вторым пальцами ноги.

Но главная героиня овладела не только уникальным инструментом, но и мечом, который в Японии называют катаной. Бьется она наравне с мужчинами. Бои поставлены первоклассно, артистов искусству боя обучал не кто-нибудь, а Иосиф Линдер, президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации. В общем, Япония настоящая, красивая, таинственная.

Но есть в спектакле еще одна героиня, ради которой простые люди готовы пожертвовать жизнью, — это вода, которую злобный Мидзу Доробо как пленницу держит глубоко под землей. Образ воды решен поразительно просто и красиво. Йосико снимает заклятие, и Дух воды (Анастасия Тюкова) является на высоченных гэта, в струящемся, как водопад, голубом одеянии с шлейфом и свитой. Звучит вокализ такой чистоты, что кажется, сама вода поет. В спектакле замечательно работают Борис Рывкин, Владимир Седлецкий, Андрей Ермохин, Петр Королев, Сергей Дик, Павел Мальцев.

Стоит заметить, что премьера «Театриума на Серпуховке» пришлась не только к Новому году, Году экологии, но и, можно сказать, уже 2 января откроет Год Японии в России.