Театр на Таганке перекрасили в белый цвет
На открытии 54 го театрального сезона на Таганке зал был полон: журналисты, актеры, съемочные группы с камерами. На удивление, никакого обсуждения повестки дня, тихо-спокойно и довольно быстро озвучили насущные планы на предстоящий сезон. Планов немало: во-первых, отметить в сентябре столетие легендарного режиссера и создателя Таганки Юрия Любимова. Во-вторых, почтить память Владимира Высоцкого и Александра Вампилова, которым в этом году исполнилось бы по 80 лет.
фото: Евгений Семенов
Абсолютно белый фасад здания — первое, что бросилось в глаза пришедшим на открытие сезона. Таковы итоги ремонта — смена привычного красного цвета. «Когда это здание было кинотеатром «Вулкан», оно было белым, как и в период расцвета любимовского Театра на Таганке, — это всё можно увидеть на исторических фотографиях. Мы лишь вернулись к истокам», — объяснила директор театра Ирина Апексимова. Помимо изменения цвета фасада были проведены ремонтные работы внутри: в зрительском фойе, на втором этаже, в буфете и репетиционном зале.
Сбор труппы начался с приятного: поздравили двух актеров, награжденных грамотами за вклад в культуру, — Сергея Векслера и Дмитрия Высоцкого. Потом перешли к творческим планам.
Первым событием сезона станет юбилейный — пятый — фестиваль «Театральный марш», который традиционно пройдет в саду «Эрмитаж». В этом году Таганка покажет зрителям два спектакля — рок&драму «Вий» в постановке Александра Баркара и «Золотой дракон» режиссера Валерии Сурковой. Оба спектакля выросли из проекта «Репетиции» — режиссерской лаборатории на базе театра.
— 14 сентября своим легендарным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» мы откроем знаменитый «Волковский фестиваль», который уже в 18 й раз пройдет в Ярославле, на родине Юрия Петровича Любимова, — сообщила Апексимова. — Выступления на своей сцене в Москве начнем 16 сентября показом также любимовского спектакля «Мастер и Маргарита».
Весь сентябрь спектакли Любимова будут идти на сцене Театра на Таганке вплоть до дня рождения Мастера — 30 сентября. В этот день откроется интерактивный музей Любимова, где каждый зритель сможет увидеть легендарный любимовский кабинет, вернее, его голограмму. Помимо проекции обещают костюмы актеров из спектакля «Арабески» (2009 г.), а также touch-панели, которые расскажут зрителям всю историю создания театра. Вечером же 30 го состоится показ знакового для Таганки спектакля, с которого началась история театра и который более полувека не сходит со сцены — «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Петровича.
Помимо исторических постановок озаботились и будущими — так, в сезоне-2017–2018 запланированы две премьеры: одна из них — «Старший сын» режиссера Дениса Бокурадзе, а вторая — «Басни», пластический спектакль с драматическими артистами в постановке Андрея Кайдановского. «Старший сын» будет сыгран 7 октября 2017 года, его посвятят драматургу Александру Вампилову, которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Кроме того, с 14 октября начинаются репетиции спектакля, посвященного памяти Владимира Высоцкого.
Кроме того, Апексимова рассказала, что Театр на Таганке первым поучаствует в проекте online-театра.
После сбора труппы в интервью «МК» она поделилась подробностями:
— Проект «Виртуальное присутствие» позволит виртуально находиться в зале на Таганке и смотреть спектакли тем, кто не может посетить театр по каким-либо причинам: географическим или по состоянию здоровья. Мы первый театр, который запускает подобный проект совместно с VR tickets. Аналогов этих технологий нет в мире. Билет будет стоить всего 300 рублей, а устройство, очки, в который вставляется смартфон, — 1200.
— Расскажите, а что за спектакль к 80 летию Высоцкого готовится в театре?
— Это будет постановка по мотивам той самой знаменитой аудиопластинки Высоцкого «Алиса в Стране чудес» — «Беги, Алиса, беги». Будут использованы музыка и тексты Владимира Семёновича, которые он написал к этой пластинке, режиссером выступит Максим Диденко, балетмейстером будет замечательный Владимир Варнава, художницей — Мария Трегубова, а композитором — Иван Кушнир, который будет делать аранжировки.
— Знаю, что Максим Диденко ставит спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» в рамках грандиозного проекта «Век Юрия Любимова», который организовывает Фонд Любимова и Музей Москвы к 100 летию Мастера. Будет ли Театр на Таганке тоже как-то участвовать в этом проекте?
— Это абсолютно отдельная история, которой занимается Фонд Любимова и вдова Юрия Петровича, Каталин. Мы же будем готовить свою программу, о которой я говорила.
— А что станет с вашим проектом «Репетиции»?
— Проект продолжится, но не так активно, как это было в предыдущем театральном сезоне, потому что мы наработали за прошлый год много идей и планов на будущее. В сентябре будет второй этап «Бесов», который делал режиссер Сергей Чехов, — он начинал еще в «Репетициях» в нашем здании на Поварской, а сейчас продолжит на Малой сцене Таганки. Артистам очень понравилось работать с ним. Сейчас он сделал другую инсценировку, и в сентябре пройдет читка пьесы, в которую будут включены некоторые мизансцены. То есть мы отложили тот эскиз и снова к нему вернемся: так же было и с «Вием» Баркара, который мы не сразу приняли в репертуар. Потом у нас будет эскиз, который делал Дима Куличков, — показ по Платонову «Дар жизни». Это будет спектакль на Малой сцене, очень интимный, камерный. И, конечно, еще будут режиссерские лаборатории…