Театр Станиславского объявил планы на юбилейный сезон
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко на специально собранной пресс-конференции объявили планы своего юбилейного 100-го сезона. Круглая цифра, разумеется, условная: театр отсчитывает свое летосчисление от исторического события, случившегося 30 декабря 1918 года: привлечения к сотрудничеству с Большим театром двух мэтров, Станиславского и Немировича-Данченко, и образования в результате этого оперной студии, от которой и решил вести свою родословную Музыкальный театр.
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Планов у Музыкального театра к юбилею, разумеется, запланировано «громадьё», но, прежде чем приступить к их перечислению, не забудем и про «должок», который останется у театра от сезона нынешнего.
О переносе балета «Дон Кихот» в редакции Рудольфа Нуреева на следующий сезон руководство на пресс-конференции по понятным причинам деликатно умолчало, но после соответствующих вопросов от журналистов гендиректор Антон Гетьман констатировал: «Нам не хватило финансового ресурса для того, чтобы в этом сезоне осуществить постановку. Она оказалась дороже, чем мы предполагали». Причем так и осталось не ясным, состоится ли эта премьера еще в году нынешнем, юбилейном для легендарного танцовщика и хореографа (80 лет со дня рождения) или же она будет перенесена на более отдаленную перспективу.
Зато «Стасик» возвращает на сцену некоторые из своих «замороженных» спектаклей: вместо нуреевского «Дон Кихота» уже в июне-июле на репертуарной афише театра вновь появятся балет Юрия Григоровича «Каменный цветок» и балет Олега Виноградова «Золушка». Причем возвращают их из «запасников», так сказать, «досрочно».
Вообще-то первоначально их должны были включить в запланированный на сентябрь-декабрь фестиваль Сергея Прокофьева (кроме двух балетов на фестивале планируют показать и оперы на музыку Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре»), но в результате решили заткнуть ими образовавшуюся репертуарную брешь.
Возвращается в репертуар (как худрук балета Музыкального театра Лоран Илер и обещал на пресс-конференции в прошлом сезоне) и еще одна знаковая постановка основателя балетной труппы Владимира Бурмейстера, «Эсмеральда» — балет, отмена которого в этом сезоне вызвала в труппе большое недовольство. Но если «Каменный цветок» и «Эсмеральда» — балеты «Стасику» по многим причинам необходимые, и за их возвращение в репертуар театра можно только порадоваться, то после удачных постановок «Золушки» в Пермском театре оперы и балета, а также в Михайловском театре, для этого спектакля на сцене Музыкального театра тоже хотелось бы другой судьбы.
С музыкой Сергея Прокофьева связан еще один амбициозный проект театра — возобновление оперы «Война и мир» (дирижер-постановщик Феликс Коробов, режиссер-постановщик Александр Титель, художник-постановщик Владимир Арефьев). Этой оперой театр на Большой Дмитровке и откроет свой юбилейный сезон. Кроме того, в репертуарных планах возвращение в афишу оперы Джузеппе Верди «Оттело», но в новой постановке режиссера Андрея Кончаловского (дирижер-постановщик — опять-таки главный дирижер «Стасика» Феликс Коробов), а из премьер мировых – опера Томаса Морса «Фрау Шиндлер», посвященная жене Шиндлера, помогавшей мужу спасать евреев во время второй мировой (режиссер-постановщик Владимир Алеников, дирижер-постановщик Тимур Зангиев, художник Семен Пазух); а кроме того опера Александра Вустина «Влюбленный дьявол» в постановке дирижера Владимира Юровского и режиссера Александра Тителя.
В балетных планах в юбилейный сезон тоже запланированы возвращения – прежде всего полюбившегося труппе балета Джона Ноймайера «Чайка» (премьера запланирована на 22 ноября). Это самый удачный проект прошлых руководителей Музыкального театра Ирины Черномуровой и Владимира Урина, обосновавшихся ныне в Большом.
Реализованный почти 10 лет назад, этот проект открыл в истории театра совершенно новую страницу. «Есть еще одна причина, по которой этот спектакль возвращается, – отметил на пресс-конференции руководитель балетной труппы Лоран Илер, — Мы празднуем столетие театра Станиславского и Немировича-Данченко, а «Чайка» — это пьеса Чехова, именно работа Станиславского и Немировича-Данченко помогла рождению этого произведения Чехова и появлению его на драматической сцене. В этом есть какой-то символический смысл».
Возвращается в репертуар театра и балет Килиана «Крылья». Он войдет в еще одну программу одноактных балетов (за последний год в театре их появилось уже три), намеченную на 27 октября, в которой, помимо него, запланированы балет Джорджа Баланчина «Кончерто барокко», уже знакомый российской публике (балет ставился в Большом театре, а также в Пермском театре оперы и балета), и балет совсем молодого хореографа Андрея Кайдановского, «название и музыка к которому еще не определены и будут объявлены особо».
Кайдановский – открытие театра Станиславского. Его балет «Чай или кофе», поставленный для молодежной хореографической лаборатории театра «Точка пересечения», в 2016 году был признан успешным и номинирован на премию «Золотая маска». «Теперь он выходит на большую сцену, и для меня это тоже важное развитие. Я понимаю, что это будет риск, который я совершенно осознаю и с радостью беру на себя» — заявил по поводу предстоящей премьеры балета Кайдановского Лоран Илер.
Еще более неожиданно выглядит другая, пятая по счету программа одноактных балетов, составленная Илером. Её покажут 20 апреля, и она на включает в себя три балета ультрасовременных хореографов: «Прогулка сумасшедшего» на музыку Равеля и Пярта, мало в России известного шведского хореографа Йохана Ингера (искушенные балетоманы могли видеть балет этого хореографа во время гастролей Финского национального балета в 2013 году); «О сложная» — балет для трех танцовщиков Триши Браун, великого хореографа американского пост-модерна; «Свадебка» — один из лучших балетов французского хореографа Анжелена Прельжокажа, в котором, по словам Илера, «важными моторами являются чувственность и сексуальность».
Презентовал Лоран Илер и гала-концерт к 100-летию театра, который должен состоятся 22 декабря, а также дальнейшие хореографические эксперименты на «Точке пересечения» (февраль-март 2019 года). «Для меня и для танцовщиков этого театра это очень важный вечер. Принцип тот же: я приглашу четырех разных хореографов, которые сами подберут себе танцовщиков и будут совершенно свободны в своем выборе. Тут танцовщики, благодаря выбору хореографа, оказываются в такой ситуации, в которой они не ожидали оказаться, и это дает дополнительные эмоции и чувства произведению, которое мы получим в итоге. Важно, чтобы танцовщики открывали в себе что-то новое. В этой компании очень много талантливых людей и все эти последовательные опыты работы с разными хореографами, дают возможность открыть в себе новые грани и показать самое лучшее» — раскрыл Илер особенности своего видения развития танцовщиков в театре, заодно объясняя и явный перевес своей политики в сторону современного танца.
Обещал руководитель балета «Стасика» и открытые репетиции на Малой сцене для публики, которые он позаимствовал из практики Парижской оперы: «Помимо того, что театр должен быть открытым, нужно удовлетворить и любопытство публики, относительно того, какой путь труппа проходит при создании спектакля».
Обозначил Илер на пресс-конференции и свое отношение к использованию в практике Музыкального театра приглашенных артистов, на чем делал акцент прежний руководитель балетной труппы Игорь Зеленский.
— В этом сезоне мы не звали приглашенных танцовщиков по очень простой причине, потому что у меня есть танцовщики в театре Станиславского. Я бы хотел, чтоб они танцевали как можно больше, как раз для того, чтобы как можно больше прогрессировали. Это конечно не исключает того, что могут быть приглашенные исполнители. Но мне кажется, что все те новые постановки, которые появились в театре Станиславского, исполняются артистами этого театра, и делают это они великолепно.
На мой же уточняющий вопрос после пресс-конференции Илер ответил так:
— Все возможно. Когда я говорил вам о возможности приглашения звезд год назад, я хотел вызвать приглашенную звезду на спектакль «Манон». Но «Манон» мы сыграли в этом сезоне всего 5 раз, и у меня в итоге не было достаточного количества показов, потому что здесь у нас репертуарный театр. Ведь у нас в театре нет больших блоков спектаклей, как, например, в Парижской опере.
Когда спектаклей много, конечно, можно позвать и приглашенную звезду, но когда вы танцуете один, два спектакля, то это гораздо сложнее. Когда я пойму, сколько раз балет «Манон» пройдет в следующем сезоне, я пойму сможем ли мы позвать для участия в этом спектакле приглашенных исполнителей.