Томми Ли Джонс сравнил жюри Токийского кинофестиваля с ООН
30-й Токийский международный кинофестиваль завершился победой фильма «Зерно» турецкого кинорежиссера Семиха Капланоглу, который создан при участии Германии, Франции, Катара Швеции. В картине снимался российский актер Григорий Добрыгин в роли русского парня Андрея, оказавшегося буквально в зоне, знакомой нам по «Сталкеру» Тарковского. Но в целом на режиссера огромное влияние оказал другой фильм русского гения — «Солярис».
Фото предоставлено пресс-службой Токийского кинофестиваля.
Автор знаменитой трилогии «Яйцо» — «Молоко» — «Мед» режиссер Семих Капланоглу снял фильм про мрачное будущее — то ли близкое, то ли далекое, впечатлившись образами Андрея Тарковского и событиями современной жизни с ее миграцией и глобализацией, угрозой вселенского голода и нищеты. Получилась невероятной красоты черно-белая картина, пожалуй, излишне красивая. Некоторые ее кадры совершенны и так прекрасны, что достойны обрамления и экспонирования где-нибудь в выставочном пространстве.
Французский актер и режиссер Жан-Марк Барр, снимающийся в основном авторском кино, участник почти всех проектов Ларса фон Триера, сыграл человека, стремящегося найти гармонию в безумном мире и спасти человечество. Григорий Добрыгин после получения «Серебряного медведя» Берлинале вошел в европейский актерский пул, вот и теперь его не обошла вниманием немецкая кастинг-группа. Роль небольшая, но интересная, и сыграна на английском языке, на котором снят фильм турецкого режиссера, хорошо вписавшегося в европейский контекст. Жюри Токийского кинофестиваля во главе с голливудским актером Томми Ли Джонс оценило его старания, присудив Гран-при. Сам Джонс доволен проделанной работой. Он много шутил на церемонии закрытия фестиваля о составе жюри: «Мы говорим на пяти языках, нам требовались пять переводчиков. Мы чувствовали себя как Организация Объединенных Наций, но нас отличало большее чувство юмора, чем у ООН». Жюри посмотрело 15 картин, сохранило способность шутить и отдало предпочтен немногим.
Неожиданно награду за лучшую женскую роль поучила французская актриса Аделин Д`Эрми, снявшаяся в весьма скромной картине «Мэрилин» Гийома Гальенна. Ее деревенская героиня напоминает незабвенную Амели — романтичную и слегка не от мира сего. Девушка покидает провинциальных родственников, чтобы покорить Париж и стать актрисой. Жизнь проверяет ее на прочность. Но она не робкого десятка. Даст отпор излишне нервному кинорежиссеру, которого сыграл немецкий актер Ларс Айдингер, причисленный в России малосведущими людьми к разряду порноартистов. Новоиспеченная актриса из любой ситуации извлекает плюс. Она попадает на подмостки, благодаря неожиданному и крайне удачному знакомству с известным драматургом. А потом заводит роман с режиссером, чтобы в очередной раз испытать разочарование, подняться с колен и двинутся вперед. Несгибаемый французский характер!
За лучшую мужскую роль отмечен популярный на китайском телевидении актер Duan Yihong в дебютной картине «Грядущий шторм», события которой происходят в Китае в 90-е годы прошлого столетия на старом промышленном предприятии. Картина также отмечена за артистические достижения, предполагающие работу оператора и художника.
Приз за «Лучшую режиссуру» достался уроженцу Сингапура Эдмунду Ио, снявшему свою вторую картину «Мы умерли», события которой происходят на границе современной Малийзии и Таиланда. Она — о самом насущном: проблеме миграции, которая приводит к колоссальным людским потерям.
За сценарий жюри отметило Теэмми Никки — режиссера и автора финской картины в жанре «нуар» «Эвтанайзер». Герой фильма — 50-летний механик, горячий финский парень, вернее человек ледяного спокойствия, лишенный сострадания к людям, но способный ради любимой собачки укокошить любого. Главную роль сыграл отличный финский актер Матти Оннисмаа, знакомый нам по фильмам Аки Каурисмяки. У него — пространная фильмография, но отнюдь не из главных ролей. Помимо основной работы его герой нашел призвание в убийстве собак. Он — мастер похоронной церемонии для животных, чем и привлек внимание некрасивой медсестры-мазохистки. Во время любовных сцен он душит ее так усердно, так что едва не отправляет на тот свет. На могилке только что захороненного зайца они и предаются страсти. В унылом городке, где свирепое лето и нравы, происходят страшные вещи. А зрителю смешно.
Но японская публика отдала предпочтение молодежной комедии «Все, что вы хотите», созданной на своей родине.