Фильм Сергея Ястржембского представлял тигр

В Москве состоялась премьера фильма Сергея Ястржембского «Тигры и люди», собравшая представителей политического бомонда. Ее посетили также актриса Валентина Теличкина, кутюрье Валентин Юдашкин, телеведущая Оксана Пушкина. Братья Запашные вывели на сцену тигра Рикки. Самого автора в тот вечер не было. Говорят, что Сергей Ястржембский занят работой над новым фильмом.


фото: Артем Макеев

«Это Рикки. Ему два с половиной года. Он весит примерно 200 кг. Парень развивается, набирает вес. Он еще молодой. Ему многое предстоит узнать и все интересно. Эти прекрасные животные попали в трудную жизненную ситуацию. Жизнь тигров во многом зависит от нас», — сказал Эдгард Запашный, удерживая своего подопечного весьма грозного вида. Аскольд Запашный добавил: «Эти животные часто бывают беззащитны перед силой человека и цивилизацией. Недавно я узнал интересные факты про акул. Их боятся, представляют в страшных снах встречу с этими хищниками, а они тоже бывают слабыми и, как дети, нуждаются в нашей защите. Мы, профессионалы, будем делать свое дело, сохраняя этих животных в человеческой среде, показывая их в цирках, помогая их размножению в заповедниках и зоопарках. А вы — снимайте в фильмах. Вместе мы должны к ним относиться так, как они этого заслуживают. Спасибо, что почтили вниманием нашего Рикки».

Собравшиеся в тот вечер, а среди них — представители центра, занимающегося защитой амурских тигров, рассказывали об их популяции, необходимости ее сохранения и приумножения. Численность этих диких животных приближается к отметке 600, а к 2021 году должна достигнуть 700. Человечество призвали сделать все для сохранения популяции прекрасного зверя для будущих поколений.

Картина Сергея Ястржембского как раз и посвящена этим проблемам. Она рассказывает о браконьерстве в России и Китае, где и вела свое расследование съемочная группа. Ястржембский активно критикует Китай, где процветает уничтожение животных, идущих в меню ресторанов и на нужды традиционной китайской медицины. Его предыдущий фильм «Кровавые бивни» был сделан в том же ключе. По словам режиссера и к его радости, китайское правительство в конце 2016 года объявило о запрете торговли слоновой костью, против которой так темпераментно выступали авторы картины. Тем не менее в Китае, которому всякий раз так достается от Сергея Ястржембского, вполне могут объявить его «невъездным» за дискредитацию образа Поднебесной. Хвосты, детородные органы оленей, жир древесной лягушки, шкурки соболя — все там скупается. На наших глазах китаец на экране снимает штаны, а под ними — целлофановые пакеты, набитые трепангами. Примерно так же перевозят через границу и органы тигров, отрубленные медвежьи лапы…

На премьере «Тигров и людей» автора сценария и режиссера Сергея Ястржембского не было, но в самом начале своего фильма он обратился с экрана к присутствующим. Выглядело это как видеообращение: «Дорогие мои тигры!» Оказывается, так называют работников центра по изучению и сохранению популяции амурского тигра. Именно они и пригласили Сергея Ястржембского полтора года назад на съемки фильма в Хабаровский и Приморский края. А дальше нам рассказали о том, что тигры считались духовными помощниками шаманов, познакомили с живущими в Боливии староверами, чьи предки когда-то обитали на территории России. Один из них — дед Степан — поделился своим мнением о тиграх. Амурские тигры и леопарды, как объяснил нам закадровый голос Сергея Чонишвили, в период коммунизма и до 70-х годов прошлого столетия считались вредными животными. Их отлавливали на экспорт, вывозили в Китай в замороженном виде. Особенно там ценились печень и усы. И только после того, как тигры попали в Красную книгу, кое-что изменилось.

Удивительно в своем роде складывается судьба Сергея Ястржембского. Получая за «Кровавые бивни» «Золотого орла» (а было это накануне Нового, 2017 года), он благодарил жену за то, что именно она способствовала тому, что он начал снимать кино. А иначе бы «ездил с мигалкой». Документалисты не спешат принимать бывшего пресс-секретаря президента в свои ряды, отказывают в профессионализме, не принимают роскоши его картин. Но новоиспеченный коллега продолжает делать свое дело — просто потому, что ему это нравится. В лигу профессионалов он не стремится, работает для души.