Художники задумались об «антивещизме»
Вещизм – пристрастие к материальным ценностям – многие считают болезнью человека ХХI века. Но есть и другой взгляд на продукты цивилизации – не потребительский, а поэтический, художественный, концептуальный. Поразмыслить о метафизике предметного мира предлагают сразу несколько галерей «Винзавода» в своих новых проектах.
фото: Мария Москвичева
Перформанс Звягинцевой.
Искусство – это не только картины или арт-объекты, которые можно лишь созерцать. Оно может быть частью повседневной жизни отдельного человека, или целого города. Художник Марина Звягинцева не раз показывала, как можно внедрить современное искусство в обыденную жизнь мегаполиса: она делала паблик-арт проекты в самых неожиданных местах – от парка и институтского дворика до школы и больницы. Теперь же Марина продемонстрировала, что даже гардероб можно превратить в музейный объект. В рамках выставки Звягинцевой #Разблокировать, открытой до конца января в Галерее 21, состоялось концептуальное дефиле.
Модный перформанс под названием «Атипичная монотипия» начался с пояления актеров ТРУ театра, полностью облаченных в черное. Даже лица живых манекенов были скрыты от публики. Модели как по мановению волшебной палочки материализовались в разных точках галереи и замерли среди зрителей словно скульптуры. Затем вышла Звягинцева и надела на каждого сумку, платок, браслет и другие аксессуары, расписанные в монотипии (с греческого – «единственный отпечаток») – технике XVII века, «рецепт» которой художник модифицировала и внедрила в «ткань» современного искусства. Этим символическим жестом Марина «разблокировала» безликие манекены – искусство дало им жизнь. Дальше – только движение. Черные фигуры начали перемещаться по галерее необычной походной, стремительно меняя наряды – в каждом платье, пиджаке или пальто «звучала» красочная монотипия. Многие вещи – из личного гардероба художника. Искусство способно преобразить повседневность – Марина убедительно доказала это на антифэшншоу и доказывает каждый день собственным образом.
В соседней галерее Popoffart метафизику предметного мира рассматривают под другим углом. Здесь представили последние работы Андрея Гросицкого – знаменитого художника-нонконформиста, которого справедливо называют «поэтом вещи». Один из лидеров отечественного андеграунда скончался в сентябре этого года на 83-м году жизни. Открывает выставку «Ликующие краски» последняя работа мастера, которую он так и не успел закончить. Труба, провода, старая варежка, яркие ткани, выходящие за границы рамы, и черная дыра в центре – вот ее содержание. Это – картина-объект, как и другие произведения мастера. Объемная, насыщенная красками и образами отживших свой век вещей, по-новому, метафорически, звучащих в контексте холста. На картинах они превращаются в памятники человеку и человечеству. Неслучайно художник использовал для создания работ реальные вещи (ложку, кисти, шахматную фигуру и пр.), сочетая их с нарисованными предметами. Это повествование о конечности материи, и бесконечности вещи. Вспоминается строчка из стихотворения поэта Терентия Травкина: «Вещи… – нам необходимы, Иль достаточны – скажи?». Работы Гросицкого тоже ставят этот вопрос.
фото: Мария Москвичева
Последняя работа Гросицкого.
Вслед за своими соседями галерея «Файн арт» предлагает оторваться от материального мира и искупаться в морском великолепии. Выставка «Поймай волну!» Юлии Волконской погружают зрителя в атмосферу чистой красоты. Ее море разное: то ликующее своей синевой, то грациозное в пастельных тонах, то волнующее в лучах заходящего солнца, но всегда прекрасное. В технике художника нет и намека на знаменитого мариниста Айвазовского и бесконечных подражателей его картин. Живопись Волковской рельефна, в ней есть что-то от импрессионизма и экспрессионизма.
– Сегодня в изобразительном искусстве важен не контекст, а сам художник, – говорит директор галереи «Файн Арт» Ирина Филатова. – Через морские пейзажи Юля передает радость, энергию жизни человека, свободную от повседневной рутины.
фото: Мария Москвичева
Море Юлии Волконской.
Новые проекты на «Винзаводе» разнятся по формату и представляют очень непохожих художников. Но все они говорят о «антивещизме», где искусство побеждает обыденность и культ потребительства.