Худрука Вахтанговского театра Римаса Туминаса увековечили углем
Фойе Театра им. Вахтангова до 12 апреля наполнилось романтизированными портретами вахтанговцев и их художественного руководителя Римаса Туминаса. Это дело рук одной из любимых учениц Ильи Глазунова — блестящей выпускницы его академии Наталии Зайцевой.
фото: Ксения Коробейникова
Наталия Зайцева с портретом Римаса Туминаса.
Сконцентрированно-напряженный Римас Туминас, характерно прислонивший левую руку к подбородку, размышляет, и видно, что не о низком. По-философски ясный Виктор Сухоруков в роли Авнера Розенталя (спектакль «Улыбнись нам, Господи») как будто замер в вечности. Уверенная в себе, но несчастная красавица Ольга Лерман в образе Анны Карениной. Виктор Добронравов в роли генерала Хлудова (спектакль «Бег») с глубокими глазами, в которых и тоска, и печаль, и безысходность…
— Поразительные портреты, — отозвался Римас Туминас. — Глядя на них, понимаешь, как нам не хватает внимания сосредоточиться на человеке, вглядеться в него, его судьбу, историю. Внимательный взгляд художника дорогого стоит.
Наталия Зайцева — это участница проекта «Портретная галерея артистов России. Сценические образы», запущенного более 10 лет назад галереей «Золотой плес». По сути, это художественная «антология» современного театра, для которой позируют ведущие мастера сцены. На время работы в театрах создается своеобразная творческая студия, где в считаные минуты художникам необходимо уловить главные психологические детали портретируемых, сделать зарисовки, а то и сразу готовые картины.
— Я работала с ходу, — говорит Зайцева, — первый час более волнительный и творческий — схватываю основные черты, драматургию героя, а оставшиеся два часа — ремесленнические. Тогда в импрессионистской манере я передаю всю прелесть задумки. Для погружения отсматривала спектакли с артистами; вообще, люблю Вахтанговский, и до этой работы с удовольствием ходила сюда. Меня вдохновляет Римас Туминас, его наполненность талантом, знаниями, чувствами. С первого взгляда поняла, что передать его глубину удастся только углем — в графике, обычно многих запечатлеваю маслом.
Манеру Зайцевой отличает не только точная передача характера модели, но и продуманность композиции, изысканный колорит. Убедительность и одухотворенность ее письма говорят о близости художника к традиционной русской живописи. При этом Зайцева относится к тем мастерам академической выучки, чье творчество свежо и оригинально. Особого внимания заслуживает ее графика: тоновые решения, обобщенность крупных пятен и точная прорисовка избранных деталей.
— Художник похож на охотника, который каждый день охотится за красотой! — восклицает Зайцева. — Самое интересное для меня — человек, его внутренний мир, неповторимость. Понять это мне помог Илья Сергеевич Глазунов. Он организовал для студентов творческие поездки в Петербург, по городам Золотого кольца, в Киев, Италию. Они обогатили нас и послужили стимулом для создания новых работ. Часто темой картины становилось историческое событие, но мне ближе изображение сегодняшнего дня, в котором творят такие одаренные личности, как вахтанговцы и маэстро Туминас.