Чулпан Хаматова выразила готовность работать в мультфильмах
День российской анимации, который празднуется 8 апреля, пришелся в этом году на Пасху. Так что отмечали его позднее — вместе с вручением четвертой по счету национальной анимационной премии «Икар».
фото: Наталья Мущинкина
8 апреля 1912 года состоялась московская премьера кукольного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей» Владислава Старевича. От нее и идет отсчет. Победителей премии определял тайным голосованием экспертный совет из 50 профессионалов, в числе которых единственный наш «оскароносец» в области анимации Александр Петров, дважды номинант «Оскара» Константин Бронзит, режиссеры Михаил Алдашин, Владимир Грамматиков, Алексей Демин, Иван Максимов, Оксана Черкасова, драматург Вадим Жук, дирижер Сергей Скрипка и другой уникальный народ.
Как верно заметил директор премии Александр Герасимов, аниматоры последними учредили премию, отстав от других кинематографистов на годы. Зато душу и годы жизни они вкладывают в свои фильмы, и церемонию провели по-домашнему.
На сцену буквально выкатилась роскошная дама необъятных форм из знаменитого мультфильма Федора Хитрука «Фильм. фильм, фильм» 1968 года, которая словно сошла с экрана. В ней сразу не узнать звезду хита «Горько!» Юлию Сулес, из блондинки она превратилась в брюнетку. Ударила хлопушкой, и церемония началась. Вручение проходило в антураже шедевра Хитрука.
Главный редактор «Союзмультфильма» и худрук премии Сергей Капков (не путать с известным чиновником), на энтузиазме которого делается немало анимационных акций, появился с огромным накладным задом, брежневскими лохматыми бровями и волосами вразлет. Он рассказал о том, как называли мультипликаторов наши чиновники — чуть ли не мультполклипаторами. В реестре профессий им долго не находилось места. Не знали, куда их причислить: то ли это специалисты в области науки и техники, то ли они занимаются монтажно-компоновочной деятельностью. Все это было до тех пор, пока учрежденная шесть лет назад Ассоциация анимационного кино не зарегистрировала профессию мультипликатора.
Чулпан Хаматова появилась в зале в тот момент, когда со сцены прозвучали слова: «Звезды у нас редко бывают». Странное дело, лучшие актеры принимают участие в создании мультфильмов, а на церемонии их днем с огнем не найти. А вот Чулпан пришла, чтобы объявить победителя в номинации «Фильм в кинопрокате», для которой найти претендентов непросто — редкая авторская анимация доходит до большого экрана. Вручая «Икара», Чулпан призналась: «Важнейшим искусством для меня является анимация. Я все время что-то подворовываю из мультфильмов, подсматриваю. Любимое наше занятие с детьми — вместе смотреть мультики. Вы делаете счастливыми как минимум меня и еще большее количество людей… на пустом месте». Покидая сцену, Чулпан воодушевила зал, сказав, что готова работать в мультипликации: «Я открыта для ваших предложений». А победил в этой номинации Лео Габриадзе с анимационно-документальной картиной «Знаешь, мама, где я был?» о своем уникальном отце — создателе театра марионеток в Тбилиси, гениальном режиссере и просто рассказчике Резо Габриадзе. Отсутствовавшему герою фильма присудили премию за лучший сценарий. Лео благодарил отца: «Спасибо, Резо, что поделился своими историями». Старший Габриадзе — лучшее, что есть в этой картине, построенной на смешении рисованной анимации и компьютерной перекладки с документальными кадрами. Резо Габриадзе вспоминает о детстве, о том, что был маменькиным сынком и с трудом доходил до школы без конфликтов.
В номинации «Фильм» участвовало пять картин, а победила девятиминутная «Теория заката» Романа Соколова, созданная в Санкт-Петербурге. Ей же достались «Икары» за лучшую режиссуру, музыку (Марина Ландо и Сергей Васильев) и звук (Игорь Яковель). Хорошо сказал композитор Сергей Шустицкий, вручая награду звукорежиссеру: «В мире, где так много пластиковой музыки, важно быть услышанным». В «Теории заката» все поскрипывает и похрустывает, каждый шорох не случаен. Картина рассказывает о маленьком человечке, который, пока мы спим, заботится о наступлении нового дня. Он идет по зимнему лесу глухой ночью, совершает магические движения, чтобы солнце взошло.
Актеры, чьими голосами говорят герои мультфильмов, представлены в категории «Актер». Победил Валерий Гаркалин с картиной «Тихий ужин без соли», созданный на студии «Пчела». Сам он на церемонии не был и очень грустит по этому поводу. Скорее всего, организаторы постеснялись тревожить Гаркалина после тяжелейшей пневмонии с осложнениями. По счастью, он идет на поправку. Конкуренты у Гаркалина оказались сильные: Сергей Безруков в «Хоботёнке», рассказывающем о прелестном слоненке, который страдает от чрезмерно длинного хобота, и Константин Хабенский в «Урфине Джюсе и его деревянных солдатах». В самой оригинальной номинации «Персонаж», аналогов которой нет, лидировал Джони-Бони-Бо, придуманный Лизой Скворцовой для своего одноименного фильма по мотивам стихотворения Эдварда Лира «Сватовство Мистера Джони-Бони-Бо».
В номинации «Мастер» чествовали сценариста анимационного кино Жанну Витензон, одарившую детей еще в 1960 е годы своими изумительными образами, из которых родились мультфильмы «Варежка» и «Храбрый олененок», а позднее «Квакша».