Эксперты о секс-скандале с Нобелевской премией: репутация испорчена давно
Шведская академия решила отказаться от вручения Нобелевской премии по литературе в этом году. Такое решение было принято на фоне скандала, в центре которого оказался муж одного из членов организации, фотограф Жан-Клод Арно, которого обвинили в сексуальных домогательствах. «МК» поговорил с российскими писателями и критиками о том, как это скажется на литературном сообществе.
фото: ru.wikipedia.org
Шведская академия
Как говорится на сайте фонда Нобеля, решение Шведской академии поддержал Нобелевский комитет, поскольку к премии «во всем мире ослабло доверие». «Кризис в королевской академии Швеции отрицательно сказался на премии. Это решение подчеркивает серьезность ситуации и поможет сохранить долгосрочную репутацию высшей награды. Ничто из этого не влияет на присуждение приза в 2018 года в других категориях», — говорится в пресс-релизе учреждения.
В сообщении указано, что высокий литературный приз присуждается каждый год, но решения по наградам неоднократно откладывались и ранее. Тем не менее, такой инцидент произошел впервые более чем за 70 лет, когда в 1943 году не вручали премию на фоне Второй мировой войны, а нацисты правили большей частью европейского континента.
Нобелевский фонд полагает, что Шведская академия приложит все усилия к восстановлению своего авторитета в качестве выдающего наиболее престижные международные награды учреждения, и что организация сообщит о конкретных действиях, которые будут предприниматься. «Мы также предполагаем, что все члены академии осознают, что как масштабные реформы, так и будущая организационная структура должны характеризоваться большей открытостью во внешнем мире», — сообщает пресс-служба Фонда.
Как писал «МК, причиной конфликта в Шведской академии стали обвинения в сексуальных домогательствах фотографа Жан-Клода Арно — мужа шведской поэтессы Катарины Фростенсон. В ноябре прошлого года сразу 18 женщин сообщили об агрессивном поведение со стороны фотографа. Некоторые эпизоды харассмента, по их словам, происходили в помещениях, принадлежавших академии. Однако, сам фотограф свою вину отрицает. Одновременно с этим стало известно, что некоторые члены королевской академии несколько лет нарушали правило о неразглашении имен будущих лауреатов. Все это привело к ряду отставок, в том числе своего поста лишилась Фростенсон и секретарь академии — Сара Даниус.
Эксперты рассказали «МК» о том, что репутация Нобелевской премии давно испорчена, но менее авторитетной от этого она не стала.
Сергей ЧЕРЕПИЧЕНКО, прозаик, директор и редактор журнала «Вопросы литературы»:
— Не стоило этого делать и надо было выходить каким-то другим образом из этой ситуации. Для литературного мира вручение нобелевской премии — всегда большое событие. Это событие в биографии писателя, в книжном бизнесе, в обществе переводчиков. Премия является стимулом для пропаганды литературы. Это вообще ее основная задача. Именно решение отменить премию в этом году ставит репутацию Нобелевского комитета под вопрос. Претензии к Фонду Нобеля были всегда, в частности, по причине политического подтекста их решений. Вспомним наших нобелевских лауреатов, например, эмигрант Бунин премию получил, а Максиму Горькому, который тоже был лауреатом, премию не дали. Точно также можно сказать о Солженицине и Пастернаке. Политическая подоплека к русским была всегда и провоцировала разного рода скандалы, но и в этом вопросе Фонд почти всегда действовал открыто. Из российских писателей кто бы мог быть достоит премии я бы выделил Михаила Шишкина, Людмилу Улицкую и Владимира Сорокина.
Михаил БУТОВ, российский писатель, лауреат российской букеровской премии 1999 года:
— Это еще один эпизод мирового и прибыльного бизнеса, связанным с домогательствами, на котором некоторые личности научились выносить неплохую прибыть. Сами члены нобелевского комитета в этом вопросе выступили видимо с позиции нравственности и совести, поскольку в скандале не был даже замешан непосредственно сам член комиссии. Теперь, видимо, это приведет к каким-то изменениям в структуре формирования комитета. Все эти моменты очень неприятны, но ничего ужасного после чего жить станет невозможно не произошло. Писатели вообще люди артистичные и быстро ко всему подстраиваются. Как говорила Ахматова, «пока не свалюсь под забором и ветер меня не добьет, мечта о спасении скором меня, как проклятие, жжет». Все эти премии больше рассматриваются в значимости для социально-общественной сферы, но и здесь скандальное внимание к литературным событиям — тоже внимание.