Юбилей «Маяковки» пришелся на 100-летие Гончарова

В зрительском фойе второго этажа аншлаг — не протолкнуться: камеры-камеры-журналисты-телевидение. В импровизированном зале практически не осталось мест: вот сидит очаровательная Светлана Немоляева, неподалеку от нее Михаил Филиппов, рядом с ним — Вера Панфилова, чуть подальше Олеся Судзиловская, Евгения Симонова, Александра Ровенских… Актеры разных поколений, объединенные искренней любовью к своему театру, пришли на сбор труппы, чтобы открыть юбилейный, 95-й сезон.


фото: Евгений Семенов
Евгения Симонова.

— Кажется, только недавно собирались по поводу 90-летия — а уже 95, — признался директор театра Леонид Ошарин, первым взявший слово.

Он поделился статистикой: за пять лет было выпущено 35 премьер, сыграно 3000 спектаклей, то есть более 50 в месяц, продано билетов на сумму более миллиарда рублей.

Сезон 2017–2018 для Театра Маяковского особенный — год двух юбилеев: самого театра и легендарного худрука и режиссера Маяковки Андрея Гончарова, которому исполнилось бы 100 лет.

Год обещает быть плодотворным — к выпуску подготовили четыре постановки.

Первая премьера состоится уже 2 и 3 сентября на Малой сцене театра — «Блажь» в режиссуре Юрия Иоффе. Не случайно именно его спектакль откроет череду премьер — Иоффе долгое время был одним из ближайших помощников и соратников Гончарова. В центральных ролях «Блажи» — Татьяна Аугшкап и Любовь Руденко, а также прекрасно игравшие в «Изгнании» (премьере прошлого сезона) молодые артисты Анастасия Дьячук, Михаил Кремер и Анастасия Мишина.

Вторая грандиозная премьера, которая будет показана 8 и 9 декабря, — «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу. Режиссер-постановщик Леонид Хейфец, один из корифеев театра, вернется наконец на Основную сцену — предыдущие его постановки «Все мои сыновья», «Отцы и сыновья» и «Цена» были выпущены на Сцене на Сретенке. В «Пигмалионе» в главных ролях задействованы Игорь Костолевский, Ольга Прокофьева и Наталья Палагушкина; бессменным соавтором Хейфеца, художником-оформителем, выступит Владимир Арефьев.

В начале февраля на Сцене на Сретенке Никита Кобелев поставит спектакль по пьесе австрийского драматурга Эдена фон Хорвата «Сказки Венского леса». А завершающей премьерой нового сезона станет работа «Дон Жуан» Анатолия Шульева, который до этого поставил в Маяковке два спектакля: «Я была в доме и ждала» и «Бешеные деньги», приуроченнаые к юбилею Светланы Немоляевой.

— В спектакле есть отрицательный персонаж, мы будем брать его со стороны, — прокомментировал постановку «Дон Жуана» художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис. — У нас актера на роль отрицательного героя нет, будем его брать из Вахтанговского театра.

Помимо основной череды премьер продолжится работа в рамках студии OFF, первой студии документального театра при репертуарном. Если к 90-летию студийцами был поставлен спектакль «Девятьподесять», то в юбилейном 95-сезоне будет очередная неожиданная постановка — молодой актер Павел Пархоменко («В.О.Л.К.», «На траве двора», «Человек, который принял жену за шляпу») выступит в качестве режиссера и возьмется за «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по абсурдистской комедии Тома Стоппарда.

Сам Карбаускис на вопрос о своих творческих планах признался:

— Наконец-то я могу сказать, что не знаю, что буду делать, но что-нибудь буду.

Зато уже известно, что 95-летие Маяковки в октябре планируется отметить камерно — домашним праздником, внутри театра, без всяких официальных мероприятий. А вот 100-летие Гончарова, наоборот, — с размахом. 15 января в Театре Маяковского и в ГИТИСе, где с этого сезона появилась мастерская Карбаускиса, планируется день — посвящение Гончарову, в его рамках пройдут «круглые столы», мастер-классы, лекции и обсуждения. А Основная сцена театра на день превратится в открытый кинозал: любой желающий сможет прийти в театр и познакомиться с документальным наследием великого Гончарова. Кроме того, к 100-летию будет отреставрирована могила режиссера на Новодевичьем кладбище. 

Для зрителей тоже приготовили сюрпризы — новый сайт театра, обновленное фойе и «Маяк», который станет буфетом театра.