«Я — Айвазовский, родом из Крыма»: прошла премьера фильма о художнике

В Москве состоялась премьера российско-армянской картины «Я — Айвазовский, родом из Крыма». Снял ее режиссер, журналист и председатель совета медиаконгресса «Содружество журналистов» Ашот Джазоян к 200‑летию художника-мариниста.


фото: ru.wikipedia.org
Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского.

Спрашиваю автора фильма, для чего он вообще снимает кино. То, что не ради денег — это понятно, но и не ради участия в фестивалях — такие картины редко куда-то попадают. Может быть, потому, что Айвазовский — армянин и голос крови дает о себе знать? Ашот Джазоян говорит, что, хоть он и сам армянский мальчик, важно то, что Айвазовский родом из Крыма и там им живут.

Вообще-то настоящая фамилия всемирно известного художника, чьи полотна на аукционах разлетаются в минуты, — Айвазян. Он родился в небогатой купеческой семье и при крещении получил имя Ованес. И дослужился до чина тайного советника, что само по себе невероятно. Когда приходишь в картинную галерею в Ереване и интересуешься, где представлены работы Айвазовского, смотрительницы музея тут же поправляют: «Айвазяна». Между тем он стал частью русской культуры. Хотя теперь все так трагично-сложно, и наверняка кто-то напомнит о принадлежности Крыма. Все это вносит необъяснимую грусть в то, что видишь на экране. В съемках принимали участие журналисты из Ялты и Севастополя, студенты Крымского университета, сотрудники Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского, настоятель храма Сурб-Саркис, где Айвазовского крестили, венчали и отпевали. Для сотрудников галереи, носящей имя художника, он кормилец — только так они его и называют. Айвазовский подобен Везувию в Неаполе, жители которого говорят о нем не иначе как «дорогой наш вулкан». Он тоже кормилец, дарящий плодородие этой земле.


«Автопортрет» (1874).

Фильм Ашота Джазояна основан на архивных документах и рассказывает о жизни художника, для которого Феодосия стала главным местом на земле. Здесь он ребенком углем рисовал на стенах слободки. Здесь холм, где он создавал свои пейзажи, дом, где родился, место, где его предали земле. Но без вида Арарата не обошлось. Какой же армянин без Арарата?! В Феодосии работает детская художественная школа, и многие ее ученики начали рисовать, вдохновившись работами Айвазовского. В Феодосии проводится «подзаборная выставка», есть даже владелец этого забора, на котором выставляют свои произведения местные и заезжие художники. Все как во времена Айвазовского, вокруг которого бурлила культурная жизнь города. Феодосия и ее гений места перекликаются с Коктебелем, озаренным присутствием Максимилиана Волошина, без которого Коктебель уже и не Коктебель.

Жизнь Айвазовского достойна отдельного описания. Столько в ней страстей и драм: развод, второй, более счастливый семейный союз… Странно даже, что ушлые производители сериалов еще не добрались до нее.

Ашот Джазоян рассказывает: «Мы несколько месяцев снимали наш фильм. Когда приступали, надгробие Айвазовского было в лесах. Полгода воссоздавали его могилу, парк, который рядом. Наш проект поддержало Министерство культуры Армении. Мы снимали фильм о людях, продолжающих традиции Айвазовского».