«4 и 7 ноября надо объединить во имя примирения»
Сегодня, 4 ноября, в России отмечается введенный девять лет назад День народного единства, который памятует о событиях 1612 года. В тот день II ополчение под командованием Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выбило из Кремля польских интервентов. Однако не секрет, что праздник был введен главным образом для того, чтобы вытеснить в общественном сознании 7 ноября — день Великой Октябрьской социалистической революции, который до сих пор горит в сердцах многих людей и в силу понятных причин опасен для компрадорской и олигархической власти. Однако, как показали события на Украине, борьба с историей государства плачевно заканчивается для самого же государства.
4 ноября проводятся праздничные митинги, концерты, президент по традиции возложит цветы к памятнику Минину и Пожарскому, однако за последние годы этот день стал больше ассоциироваться с так называемыми «Русскими маршами». Как правило, именно акции националистов получают широкий общественный резонанс. «Наци» призывают выслать мигрантов, установить для русских русскую же власть, нет-нет — начнут зиговать или выйдут со свастикой, но до поры — до времени их повестка власть не напрягала, и, бывало, им разрешали проводить шествия по центральным улицам. В этом же году в стане националистов произошел раскол по украинскому вопросу. Многие открыто встали на путь поддержки «Правого сектора» и борьбы с «москалями» (то есть, «совком», «быдлом», «алкашами»), некоторых при этом уличили в сотрудничестве с Госдепом США. Другие же посчитали, что русскому националисту нужно прежде всего поддержать русских на Юго-Востоке Украины, в Новороссии. Тем не менее, опасность «спайки» националистов по «правосековской» — то есть откровенно фашистской линии — удивила и напугала многих.
Эксперты считают, что пока только националисты и пытаются наполнить день 4 ноября хоть каким-то смыслом, а государственная пропаганда в отношении Дня народного единства откровенно недорабатывает.
«Конечно, они [националисты] не смогли установить своего доминирования в этот день. Но они единственные, кто каким-то – хорошим или плохим – вменяемым смыслом пытается этот день наполнить. Все остальное оказывается слишком невменяемо. А тут хотя бы что-то понятное, люди пытаются праздновать», — рассказал Накануне.RU профессор, политолог Сергей Черняховский.
К сожалению, полагает главный редактор агентства «Русская народная линия» Анатолий Степанов, организаторам «Русских маршей» удалось на некоторое время действительно перехватить повестку праздника. Но сейчас, по его мнению, события в Новороссии обличают этих так называемых «русских националистов», они должны их отрезвить.
«Русский национализм однажды уже погубил Россию в феврале 1917 года. Тогда русские националисты вступили в союз с либералами-западниками и вместе создали так называемый Прогрессивный блок, который, собственно, и сверг самодержавие», — сказал он.
Владимира Ленина на тот момент еще даже не было в России. Пройдет полгода прежде чем невменяемые действия Временного правительства во главе с масоном Керенским подведут страну к опасной черте разложения и самоликвидации. На пути которого и встанут большевики.
Степанов считает, что и сейчас есть угроза «спайки» националистов с либералами. Современная Россия уже видела первые признаки этой угрозы, когда русские националисты объединялись с «пещерными либералами» на Болотной площади.
Если же вернуться к Дню народного единства, введенному девять лет назад, то именно в этот день в 1612 году ополчение под командованием Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выбило из Кремля польских интервентов. Само нашествие окончится только через шесть лет, но фундамент избрания 21 февраля 1613 года Михаила Романова на царство заложили именно в тот день. Кроме того, 4 ноября – праздник Казанской иконы Божией Матери. Явился образ при чудесных обстоятельствах. При Иване IV жила девочка Матрона, которой после пожара в Казани в 1579 году во сне явилась Богородица и сказала, что образ сокрыт в одном из домов. И действительно – она нашла на пепелище икону, скрывавшуюся на глубине трех локтей в сгоревшей постройке. С нее потом сделали несколько списков (так на церковном языке называется копия иконы), один из которых несли с собой ополченцы. Собственно, новой датой заменили празднование 7 ноября, убрав из календаря день Октябрьской революции как общероссийский праздник.
«Праздник 4 ноября – день, связанный с величием нашей истории. Праздники ведь всегда заставляют народ вспомнить что-то героическое, величественное в своей истории. Что-то, что объединяет нацию, вдохновляющее на новые подвиги. 4 ноября нам можно вспомнить подвиг народного единения, подвиг русских людей, объединившихся перед угрозой исчезновения Отечества, веры. Восстановивших преемство русской власти, сохранивших Россию в нашей вековой истории», — сказал Накануне.RU писатель, главред «Литературной газеты» Юрий Поляков.
При этом Степанов уточняет, что 4 ноября еще нужно укоренить в сознании людей, сакрализировать его путем государственной пропаганды. Он привел в пример историю США: они, по мнению эксперта, «в своей бедной, тусклой истории находят события, которыми должна гордиться американская нация. Они стараются всячески пропагандировать эти события в сознании молодого поколения». У нас же, сказал Степанов, элита пока главным образом занималась дележкой богатств СССР. Теперь, по его мнению, пора перейти к развитию государства и воспитанию молодежи.
«К сожалению, у нас долгое время этим не занимались. Идею этого праздника нужно объяснять, прежде всего, молодежи. Не стесняться произносить такие слова, как день памяти изгнания польских оккупантов. А то мы все стеснялись об этом говорить из боязни обидеть поляков. Это наша история, наше прошлое. Мы должны ею гордиться и находить символы и веяния. А все остальное – дело пропаганды», — сказал он.
Через три дня после нового выходного идет 7 ноября, день Великой Октябрьской социалистической революции (ВОСР). Этот день до сих пор горит в сердцах многих людей, хоть и изгнан с государственного олимпа.
Революция принесла, по сути, новую государственность стране, и почему-то, когда говорят о 4 и 7 ноября, забывают, что большевики остановили целые полчища интервентов — немцы, турки, чехи, американцы, британцы, японцы, румыны, болгары, французы, поляки со всех сторон оккупировали наши земли в 1918-1921 годах, «подпитывая» белое движение, однако несмотря на проигрыш в Первой мировой и последовавшую за ней попытку раздела страны на куски, большевикам империю удалось воссоздать в новом виде — СССР. Сейчас это кажется само собой разумеющимся, но тогда в отсталой стране, разрушенной участием в войне, где совсем недавно было отменено крепостное право, были провозглашены права и свободы, которых не было в развитых странах, среди них всеобщее избирательное право для трудящихся, свобода совести, равенство полов. Помимо этого были объявлены права, которых больше не было вообще нигде в мире: право на труд, право на отдых, право на образование и медицинскую помощь. Всеобщее бесплатное школьное образование — достижение Октября, как и электрификация всей страны. Достижения Октября — это индустриализация, это и то, что первым в космос полетел русский человек, что мы одержали Победу над Германией в жесточайшей войне. Мы до сих пор существуем как могучее государство, имеем ядерный щит. Наконец, большевики проявили себя именно как созидатели, доказали, что социализм — это реальная альтернатива отжившему капиталистическому строю, это — экономика без кризисов и реальное улучшение жизни людей (ежегодное снижение цен в послевоенные годы, социальное государство — здравницы, детские пионерские лагеря, лучшее в мире здравоохранение, притом бесплатное). Конечно, были и известные проблемы, но значит ли это, что нужно было разрушать страну целиком, а великое, хоть и трудное прошлое — предавать забвению?
Предстоящая годовщина ВОСР интересна из-за ситуации на Украине, где активно рушат памятники человеку, который, по сути, заложил территориальные основы нынешней незалежной. Именно Ленин дал государственность нынешней Украине, Галицию добавил Сталин, Хрущев передал Украине Крым. Но история не терпит к себе такого отношения, какое демонстрируют нынешние «евромайданные» — с каждым разбитым памятником, с каждым произнесенным «москалей на ножи» страна трещала по швам и распадалась на кусочки, от бывшей УССР отплыл сначала Крым, потом Донбасс с Луганщиной, что будет дальше — остается только гадать.
«7 ноября – начало новой эры, как говорили раньше. Кому-то это нравится, кому-то – нет, но эта дата обозначила рубеж мирового значения. Он повернул судьбу и Первой мировой войны. Хочу обратить внимание, что по ее итогам Россия оказалась единственной страной, вышедшей, в общем-то, победителем. Хотя обычно говорят наоборот. Но эта революция прекратила, по существу, эту войну», — считает Сергей Черняховский.
Юрий Поляков напомнил: все цивилизованные народы отмечают даты своих революций.
«У французов вот вообще святыня. Поэтому, я считаю, в любом случает этот день надо отмечать. Но на Украине сейчас параноидальный этногенез, поэтому они забыли, что благодаря именно Октябрю сформировался этот конгломерат народов и территорий под названием Украина. Возможно, если бы они памятники Ленину не сносили, они остались бы в нынешнем виде. Большой страной», — сказал Поляков.
Каким же является для россиян день 4 ноября? Многие ведь даже не знают, как называется праздник, который мы отмечаем в этом году уже девятый раз. Народ пока не получил того «мифа» и «сакрального символа» 4 ноября, который создали большевики по отношению к своей годовщине.
Сергей Черняховский напомнил, что по поводу ВОСР до сих пор «проводятся парады на Красной площади. Правда, под интересным названием: «Годовщина парада, посвященного годовщине Октябрьской революции». Он уточнил, что праздник остался как памятная дата, день воинской славы. Есть, в конце концов, люди, которые сформировались в эпоху СССР и до сих пор воспринимают 7 ноября как святыню. Получается, пока что новый праздник не особенно вытеснил старый.
Но не пора ли с уважением относиться ко всем периодам истории? «К примеру, в советское время нам пытались навязать: настоящая история началась в 1917 году, до этого была эпоха мрака. Потом либералы пытались доказать обратное: до 1917 года была настоящая история, а потом началась эпоха мрака. Но это две дороги в один тупик. Мы должны понимать преемство нашей истории. Мы должны понимать, что это все наша история. И дореволюционная, и советская. Со всем ее трагизмом и героизмом», — сказал об этом Анатолий Степанов.
При этом день взятия ополченцами Кремля, по словам Черняховского, нужно уточнить.
«Самое интересное: понятно, когда его не любят носители Октября. Но над ним смеются и более-менее грамотные монархисты. Строго говоря, если брать разницу календарей, накопившуюся за это время, получается, что Кремль освободили от поляков 7 ноября по нынешнему стилю. Выходит комично. А что такое эстетическая категория комического? Это когда идеал оказывается значительно меньше действительности. Кроме того, его назвали Днем народного единства, а он оказался днем национального противостояния. В силу известных причин», — сказал Черняховский.
Перенос праздников он называет крайне неудачной затеей. Да, воцерковленные люди помнили, что это День Казанской иконы Божией матери, который, впрочем, был установлен лет на 40 позже, чем произошли события 1612-13 годов.
Хорошо, что мы начинаем вспоминать героев того времени: Кузьму Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена, но не пора ли объединить эти два праздника и вернуть историческую справедливость? Как считают наши эксперты, нужно сделать каникулы с 4 по 7 ноября. Эти дни можно было бы назвать либо, как утверждает Черняховский, «каникулами исторического примирения», либо, как сказал Поляков, «праздником национального единства». Тогда каждый смог бы отпраздновать тот повод, который близок лично ему. Это, по словам экспертов, и сплотило бы нацию.
Источник: nakanune.ru