ALEKSEEV: «Мы постараемся удивить»
Модный, растиражированный и одаренный уже мешками музыкальных премий на всем пространстве русскоязычной поп-сцены украинский старлет ALEKSEEV (Никита Алексеев) мог бы стать лакомой добычей для любой из постсоветских славянских стран, участвующих в конкурсе песни «Евровидение». Но совершенно неожиданно всех оставила с носом Беларусь. На финале национального отбора в Минске в минувшую пятницу впервые победил исполнитель с «небелорусскими корнями», который теперь и будет представлять эту страну на конкурсе в Лиссабоне с песней Forever, которая уже имеет статус хита в русской версии «Навсегда». Алексеева уже сравнивают с «русским болгарином» Кристианом Костовым, который в прошлом году чуть не победил на киевском Евросонге, уступив португальцу Салвадору Собралу, но считался весьма модной и «продвинутой» штучкой…
В этот уик-энд в Минск каким-то чудом вообще сместился центр актуальной музыкальной поп-жизни. В тот же вечер, когда проходили «евровыборы», на крупнейшей площадке «Минск-Арена» шумело премьерой грандиозное шоу «Дива» другой украинской поп-звезды Ани Лорак, которую, однако, за «коллаборацинизм» беспощадно изгнали из Украины, как и некоторое количество других тамошних звезд. Поэтому пришлось начинать с Минска. Если добавить к этому бурлящему ряду безмятежную демонстрацию во всех белорусских кинотеатрах прОклятого в России Михалковым и Ко. сатирического кинофарса «Смерть Сталина», то уже и непонятно, куда, собственно, сместилась пресловутая «последняя диктатура Европы»…
С Алексеевым же, которого отметили в 2017 году премией «Прорыв года» и несколькими номинациями ZD Awards в том числе и читатели «МК», ситуация «обОсрилась», как выражались во времена перестройки, с самого начала, как стало известно о его участии в национальном отборочном туре Белоруссии. Изначально было ясно, на кого делается основная ставка, поскольку все остальные участники гонки, мягко говоря, выглядели беспомощными спойлерами на фоне главного кандидата. Знакомый нам тренд, не так ли?
Тем не менее, оказавшись волею судеб в одном городе и даже в одной гостинице в момент этого исторического перелома, «МК» с радостью поздравил Никиту с выигранной европутевкой и попытался разобраться вместе с артистом, зачем, почему и с какой целью харизматичный музыкальный поп-модник навострил лыжи на конкурс, который снобы всегда обзывали «отстойнейшим отстоем для домохозяек». Но Никиту голыми руками, как выяснилось, не возьмешь. Он тут же расставил точки над «i»:
— Мои герои, на примерах которых я вырос и благодаря которым вообще начал заниматься когда-то музыкой, — это Джимми Хендрикс, Том Йорк, Николас Джаар, большое количество андеграундных исполнителей… За «Евровидением» же я слежу не так давно, последние два года. Не знаю, как было раньше, но за это время я слышал там достаточно много интересной музыки, видел интересных исполнителей, очень современных, актуальных, правильных, глубоких, поэтому я не согласен с такими «домохозяечными» клише. Мне было интересно смотреть. Более того, в эти годы я внимательно следил за национальными отборами и в Украине, и в Беларуси, и могу сказать, что было несколько исполнителей, музыку которых я потом поставил в свой плеер.
— Понятно, что Россию в контексте плеера не вспоминаем, поскольку никаких национальных отборов у нас давно уже нет… Однако не могу не отдать должного изощренной рокировке: ты убил сразу двух зайцев, с большой вероятностью обеспечив себе высшие баллы и от родной Украины, и от благодарной России на грядущем конкурсе… Если так, то это станет сенсационным единением, однако…
— Видимо, да. Но я об этом не думал, если честно.
— Неужели?! А о чем ты тогда думал?
— Для меня самым важным было представить композицию, которую я очень люблю, в которую я поверил и которая стала определяющим звеном в решении участвовать в отборе. В тот момент, честно говоря, я не думал об этих подспудных раскладах, мотивациях, предположениях. Такие расчеты не были моим побудительным мотивом.
— Когда артист собирается на конкурс, да еще на такой, это естественно — думать о результате…
— Наверное, но я пока к этому этапу еще не подошел.
— Ты все-таки вещь в себе, весь в искусстве и воздушных замках…
— Ну, отчасти это так.
— Не логичнее ли было поехать на конкурс от родной Украины? Теоретически ты, конечно, можешь представлять и Австралию, правилами это не запрещено. Даже Россию на «Евровидении» (2009 г.) в свое время представляла украинка Анастасия Приходько. Но все же…
— В этом году меня признали певцом года в Беларуси, это большая честь для меня и безусловно стало одним из определяющих факторов, почему я принял предложение участвовать в национальном отборочном конкурсе.
— У песни Forever тоже ведь непростая судьба. Ее чуть не сняли с конкурса…
— Мы вынуждены были изменить мелодию, потому что 18 мая, на мой день рождения, эта песня, точнее, ее часть под фортепиано, прозвучала на праздничном вечере. Для нас было неожиданностью, когда это обстоятельство оказалось формальным препятствием для того, чтобы представить песню на отборочный тур (публичная демонстрация конкурсной песни запрещается ранее чем за полгода до конкурса. — Прим. ред.) А я хотел именно эту песню, она, собственно, и стала причиной моего решения участвовать, я в нее верю и считаю, что она очень подходит для конкурса. Я не хотел закрывать эти двери, и мы решили песню просто немного трансформировать…
— Поменяли каждую седьмую ноту, как я понимаю, и вуаля! Формально не подкопаешься. Вы открыли, надо сказать, совершенно чудесное ноу-хау. Надо с нашей Самойловой поделитья, а то они с ног сбились, пока новую песню искали…
— Практически так, хотя не только каждая седьмая нота, мы там чуть больше поменяли, но в принципе суть такова.
— Не припомню, чтобы ты раньше пел на английском. Насколько органична для тебя иноязычная ипостась?
— С тех пор как у меня началась профессиональная карьера, у меня не было песен на английском языке. Но раньше, когда я работал в некоммерческих проектах, то учился на примерах лучших исполнителей западной музыки. Я с десяти лет пел на английском языке. Но на большой сцене это мой первый опыт.
— В истории «Евровидения» есть примеры успешных выступлений с песнями не только на английском — t.A.T.u. с «Не верь, не бойся…» в 2003-м, например. А сербка Мария Шерифович вообще победила со своей «Молитвой» в 2007-м. Твое пение на русском ведь очень эмоционально и действует гипнотически даже на иностранцев, которые не понимают языка. Они мне сами говорили об этом…
— Мы попробовали, и нам — я имею в виду всю нашу команду, продюсера Олега Боднарчука, — очень понравилось, как эта песня звучит именно на английском языке, звучит очень мелодично, раскрывает мой тембр, я ее чувствую. Конечно, мы провели большую работу, в том числе над произношением, — все-таки это не мой родной язык, и мне тяжело было воспроизводить какие-то моменты. Но трудности нас не испугали, и, как мне кажется, получился очень хороший результат. Последнее слово было за мной, и я сказал, что мне нравится. Для меня это очень хороший исполнительский опыт. И потом, интересно все-таки попробовать. Самое главное в музыке, в творчестве, — чтобы все было органично, в гармонии с твоим внутренним «я». Мне внутренний голос подсказал, что эта песня в данном контексте должна прозвучать на английском языке.
— В Украине проходит сейчас собственный отборочный конкурс — очень напряженное соревнование с непредсказуемым исходом, уже есть девять финалистов. Получается, что в Лиссабоне ты будешь конкурировать с кем-то из ваших посланников. Болеешь за кого-то из них?
— В этом отборе очень много талантливых музыкантов. Многих я знаю лично. Мне будет приятно с кем-то из них встретиться в Лиссабоне. Конечно, я буду болеть за нашего посланника. К тому же мой бывший музыкальный продюсер Руслан Квинта, с которым я провел три насыщенных творческих года, автор песни «Пьяное солнце», которая, собственно, и подарила мне билет на большую сцену, является сейчас музыкальным продюсером отбора. Поэтому я с большим интересом, конечно, смотрю. Не могу пока делать глобальных выводов, но всегда очень важно хорошо прозвучать именно вживую. Это зависит не только от исполнителя, но и от саундпродюсирования, от режиссера. В общем, мне не хочется пока делать поспешных выводов. Например, лично мне по итогам первого тура очень понравилось, как спел Constantine, а зрители ему поставили 2 балла…
— Так бывает, что зрители и профессионалы расходятся диаметрально…
— А в идеале правда где-то посередине… Победить, конечно, мечтает каждый участник. И я мечтаю об этом. Просто я никогда не загадываю наперед, живу сегодняшними задачами, ценю сегодняшний момент. На данном этапе я понимаю, что для меня важно не разочаровать тех зрителей, которые ждут от меня яркого перфоманса, оправдать их надежды. И внутри меня есть понимание того, как и в каком направлении надо двигаться.
— Одно дело — оправдать надежды фанатов в Украине, России, Белоруссии, но еще и надо завоевать симпатии огромной аудитории, которая о тебе пока не слышала…
— В принципе я и пошел на этот конкурс ради этого — искать нового зрителя, знакомиться с ним и общаться дальше. Я уже сказал, что не так давно начал следить за этим конкурсом. Видел выступление Джамалы в позапрошлом году, оно мне очень понравилось, и в прошлом году впервые в жизни я посмотрел все от начала до конца. Хотя я участвовал когда-то в отборах на детское «Евровидение», целых два раза, но безуспешно.
— И как тебе прошлогодний победитель Салвадор Собрал? Согласен с таким исходом?
— Абсолютно! Я люблю, когда природа вокала у музыканта, артиста совпадает с его взглядом, мышлением, образом, чувствами, которые наполняют его, когда он не играет роль, а живет тем, что делает. У него это было на сто процентов, и даже скажу, что только у одного него из всех, кто был в прошлом году. Хотя хороших исполнителей было много. Но ему я поверил больше всего.
— Остается пожелать, чтобы и в твое выступление зрители так же поверили.
— Спасибо! В любом случае мы с нашей командой постараемся удивить…