Банкиры просят обнулить налог на дивиденды
Отрасль предложила ЦБ механизм реинвестирования акционеров банков. Противники идеи считают, что это, наоборот, облегчит банкирам вывод средств.
Ассоциация региональных банков России (АРБР) предлагает снизить или даже обнулить налог на дивиденды, которые банки выплачивают акционерам, — при условии, что акционер снова инвестирует полученные средства в банк. С таким обращением ассоциация обратилась в ЦБ, рассказала «Известиям» вице-президент АРБР Алина Ветрова. Сейчас налог на дивиденды составляет 9%, с 2015 года он вырастет до 13%. Критики говорят, что президент обещал не снижать налоги, а только заморозить, а также на то, что реализация идеи позволит банкирам беспрепятственно выводить деньги из банков. По итогам 9 месяцев 2014 года австрийский Raiffeisenbank и голландский Credit Europe Bank вывели из своих российских «дочек» дивидендов на сумму около 10 млрд рублей.
— Банковская система испытывает острую потребность в инвестициях в капитал, — говорит Ветрова. — Интерес инвесторов в капитал к банковскому сектору в силу ряда причин как экономического, так и политического характера практически отсутствует. Сейчас налог на прибыль предприятий и коммерческих организаций составляет 20%, с 2015 года налог на дивиденды физлиц поднимется с 9% до 13%. То есть налог на прибыль сначала платит банк, затем 13% платит инвестор. Конечно, банки могут вовсе не платить дивиденды, но крупные банки вынуждены это делать в силу обязательств перед миноритариями, не все из которых хотят поддержать банк в нелегкое время.
Акционеры и сейчас активно помогают своим банкам, и объемы экстренной помощи только увеличатся. Например, по данным ЦБ, в первом полугодии 2014 года банки получили 32,4 млрд рублей в качестве безвозмездной помощи от акционеров. Это на 40,4%, или на 9,3 млрд рублей, больше, чем за аналогичный период прошлого года. В полтора раза выросло и число банков, которые получают «подарки» от собственников: если в первом полугодии 2013 года их было 67, то в январе-июне этого года — уже 99. Увеличение безвозмездных взносов собственников обусловлено снижением прибыли банков, также многие банки использовали «подарки», чтобы подготовиться к повышению размера минимального собственного капитала — по требованиям ЦБ, с 1 января 2015 года этот показатель должен быть не менее 300 млн рублей.
В Центробанке предварительную позицию по вопросу озвучивать отказались, в Минфине не ответили на запрос. В Минэкономразвития отметили, что такое большое исключение для банков делать нелогично.
— Президент в послании Федеральному собранию сказал о стратегии по сохранению действующих налоговых условий, — указала помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — По мнению Минэкономразвития, необходимо обеспечить целостность существующей налоговой системы и стараться обеспечить равные налоговые условия для всех сфер деятельности. Таким образом, внесение в Налоговый кодекс предложенных изменений нецелесообразно. Кроме того, практика показала, что снижение налоговых ставок не всегда приводит к планируемым результатам. Необходимо осваивать иные механизмы стимулирования. Предложение о проведении налоговой амнистии для офшорного капитала также было озвучено президентом.
По словам руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, в 2013 году частные банки направили на выплаты дивидендов лишь 3,5 млрд рублей (всего дивиденды выплатили 28 частных банков), тогда как только за 9 месяцев 2014 года девять банков выплатили дивиденды на сумму 11,4 млрд рублей. Большая часть последней суммы пришлась на два банка с иностранным участием — Райффайзенбанк (81%) и ЗАО «Кредит Европа банк» (13%), говорит Кенигсберг.
— В остальном сократился как состав банков, так и объемы выплачиваемых ими дивидендов, хотя о четкой тенденции можно будет говорить только по годовой отчетности, поскольку мало кто выплачивает промежуточные дивиденды, — говорит эксперт.
Что касается госбанков (по закону должны выплачивать дивиденды в размере 25% чистой прибыли по МСФО), то Сбербанк по итогам 2013 года выплатил акционерам 72,3 млрд рублей против 58,7 млрд годом ранее. ВТБ направил столько же, сколько и в прошлом году, — 15 млрд рублей, а Газпромбанк — 6,6 млрд рублей против 6,1 млрд годом ранее.
— Установление льготного налогообложения дивидендов является общемировой практикой, — говорит партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. — Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли компании, которая уже была обложена налогом на уровне компании, поэтому налог с дивидендов является по сути повторным. В налоговых системах развитых стран используются различные методы устранения двойного налогообложения в этом случае. В некоторых случаях акционеры освобождаются от налога, взимаемого с дивидендов (или такой налог взимается по сниженной ставке), в других случаях компания, выплачивающая дивиденды, имеет право не начислять налог на прибыль пропорционально сумме средств, выплаченных акционерам. Наконец, иногда налог, уплаченный компанией со своей прибыли, зачитывается в счет уплаты налога, взимаемого с дивидендов. Современная российская налоговая система не пользуется ни одним из этих методов. Ставки налога, взимаемого с дивидендов, в России неуклонно растут: до 2005 года налог взимался по ставке 6%, до 2015-го — по ставке 9%, с 2015 года — по общей ставке 13%. Такой подход представляется совершенно неправильным и дестимулирующим — в текущих условиях компаниям невыгодно демонстрировать в своей финансовой отчетности прибыль и распределять ее в форме дивидендов, гораздо выгоднее искать альтернативные каналы — например, выплачивать те же суммы в форме зарплат или иных подобных выплат. Отсутствие стимулов к реальным инвестициям в экономику пагубно сказывается на экономическом росте.
Ряд экспертов настроены скептично.
— Сегодня одним из основных препятствий для акционеров в инвестициях в банковский сектор является необходимость подтверждения источников происхождения средств, — говорит член правления, директор департамента правового и налогового консалтинга АКГ «Деловой профиль» (GGI) Армен Даниелян. — Поэтому безвозмездные взносы акционеров — это один из способов обойти контроль Банка России за происхождением капитала. И это однозначно не суммы ранее полученных дивидендов, которые могут быть подтверждены документально. Поэтому спорным является само утверждение, что полученные средства — реинвестированные дивиденды. Банковская прибыль в свете новации будет вымываться через выплату дивидендов акционерам. Уже сейчас выплата дивидендов, проводимая периодически, является одним из механизмов сокращения налогов на заработную плату. Ведь взносы в социальные внебюджетные фонды с дивидендов не уплачиваются, а это как минимум 30% экономии. Поэтому увеличение ставки налога на дивиденды до 13% видится оправданным.
Поступления от налога на дивиденды идут в региональные бюджеты. Как отмечал министр финансов Антон Силуанов, по состоянию на 1 августа 2014 года 40 бюджетов регионов России исполнены с дефицитом, 43 — с профицитом, однако до конца года Минфин России ожидает увеличения дефицитности региональных бюджетов. Минфин прогнозирует дефицит региональных бюджетов по итогам 2014 года на уровне 400-500 млрд рублей.
— Банковские акционеры не могут быть прописаны в законе отдельной строкой, иначе произойдет нарушение принципов всеобщности и равенства налогообложения, согласно п. 1 ст. 3 НК РФ, — говорит гендиректор компании «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова. — Государство не может предоставить налоговые преференции какой-то отдельной группе, мотивировав это тем, что «банковская система испытывает острую потребность в инвестициях в капитал». Сейчас в России почти все сферы и отрасли нуждаются в инвестициях.
Источник: izvestia.ru