Деготь кубанского бюджета
Основные тренды главного финансового документа Краснодарского края — «латание дыр» и замедление роста экономики.
На 28-й сессии кубанского парламента в минувшую среду, 19 ноября, народные избранники приняли в первом чтении проект закона «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Всего на заседании было рассмотрено более 30 вопросов, в числе которых — и так называемый индикативный план социально-экономического развития Краснодарского края за тот же период.
Бюджет социальной направленности
Итак, согласно законопроекту, объем доходов кубанской казны на следующий год запланирован в размере 181,4 млрд рублей, расходы составят 186,4 млрд рублей. Дефицит — 5 млрд рублей. Бюджеты же 2016 и 2017 годов и вовсе, возможно, станут бездефицитными. Объем безвозмездных поступлений в 2015 году на текущий момент запланирован в сумме 23,5 млрд рублей.
Главная мысль, которую попытались донести общественности: бюджет сохранит свою социальную направленность. Все обязательства перед налогоплательщиками будут исполнены.
Приоритетными остаются расходы на социальную сферу — образование, здравоохранение. Запланировано повышение заработной платы в соответствии с указами президента, выделение средств на увеличение мест в детских садах, дальнейшую модернизацию лечебных учреждений.
Парламентарии «подавляющим большинством» приняли бюджетный законопроект в первом чтении. Чтобы было понятно читателям «Кавказской политики», краевое заксобрание формально двухпартийное, а фактически 96 из 100 депутатов — единороссы, и лишь оставшиеся четверо представляют фракцию КПРФ.
Последние, к слову, и проголосовали против принятия бюджета, не согласившись с некоторыми его параметрами. По мнению коммунистов, финансирование отдельных важнейших статей явно недостаточное.
Уж на следующий день губернаторская пресс-служба сообщила, что глава края Александр Ткачев встретился с руководителем «восставшей» фракции. Он, в частности, пообещал, что «на ремонт сельских клубов край потратит порядка 1 миллиарда рублей», причем в рамках соответствующей целевой программы.
«Цифры, которых в бюджете нет»
Лидер фракции КПРФ в кубанском парламенте Николай Осадчий специально для «Кавказской политики» прокомментировал итоги своей встречи с губернатором.
Обсуждались, по его словам, федеральный закон о промышленной политике, который был внесен по инициативе фракции КПРФ и представлен в Госдуму правительством. Кроме того, говорили об инфраструктуре муниципальных образований (тепло- и энергосети, водоснабжение, газификация). И, наконец, третьей темой была поддержка сельских клубов.
«Во всех этих случаях губернатор называл определенные цифры, которых в краевом бюджете нет, и говорил о том, что финансирование будет увеличено. Он понимает, что заложенных средств в бюджете явно недостаточно. Хотя, повторюсь, губернатор назвал цифры, которых в бюджете нет», — сказал Николай Осадчий.
В подтверждение своих слов он привел несколько сумм, заложенных на финансирование некоторых государственных программ.
Одна из них — «Развитие инфраструктуры муниципальных образований». Она касается объектов тепло- и энергоснабжения, их ремонта и реконструкции. Но законопроект отводит для этих задач всего по 40 миллионов рублей. А в текущем году — 175 миллионов. Конечно, этого мало!
Также коммунисты остались недовольны государственной программой «Развитие культуры», которая в целом по объему финансирования стоит на месте.
«Есть социально значимая подпрограмма «Сельские клубы». Она касается ремонта и реконструкции, модернизации и оснащения домов культуры в сельской местности. Сегодня это, наряду со школами, — главные центры жизни для многих населенных пунктов. Всего в крае их больше тысячи, и как минимум треть этих учреждений нуждается в поддержке», — рассказывает Николай Осадчий.
Но проект нового бюджета, по его словам, содержит всего 12 миллионов рублей, тогда как даже в текущем году было выделено 37 миллионов. «При этом нужно иметь в виду, что сегодня готовую проектно-сметную документацию имеют многие муниципалитеты. И, следовательно, в бюджете должно быть заложено не менее 150-200 миллионов рублей», — пояснил собеседник «Кавказской политики».
Бюджет обманчиво крупный
Что касается непосредственно законопроекта, то в расходной его части коммунистов не устраивает, что в 2,5 раза уменьшился объем средств на программу развития сельского хозяйства.
«В 2015 году планируется выделить на нее 2,7 млрд рублей, в то время как в текущем было выделено 7,4 млрд рублей. О каком импортозамещении и продовольственной безопасности, развитии производственной базы можно говорить?» — задается вопросом лидер фракции КПРФ в кубанском парламенте.
По словам Николай Осадчего, в течение трех лет сумма бюджетного финансирования, согласно проекту, не изменяется. При этом на подпрограмму по мелиорации направляется 67 млн, а в текущем году — в два с лишним раза больше — 157 млн рублей. На подпрограмму «Животноводство» — 158 млн, а в текущем году — более 1,5 млрд рублей.
Не устроила коммунистов и доходная часть бюджета, в которой к 2015 году, по сути, нет роста собственных доходов: сейчас они составляют 152 млрд рублей, а на 2015 год заложено 158 млрд, то есть прирост составляет всего 5 процентов.
«Уменьшается доля поступлений от налога на прибыль. Это может означать две вещи: во-первых, уход производителей от налогов, и, во-вторых, фактическое сокращение производственной, а значит, налоговой базы. В то же время в доходной части бюджета растут доли от налога на доходы физических лиц и от налога на имущество организаций. Когда экономика тормозит, такое замещение означает, что все больше раскручивается маховик инфляции. Формально бюджет выглядит крупнее, чем раньше. А по сути, за этим нет никакого экономического наполнения. Вернее оно есть, но старое», — объясняет наш собеседник.
«Бюджет во всех смыслах компромиссный»
Впрочем, на Кубани есть и те, кто считает, что принципы, лежащие в основе законопроекта краевого бюджета, — единственно верные.
«То, что социальная направленность сохраняется, — это вопрос приоритета. В этом я вижу больше позитива. Что такое бюджет развития? Это финансирование каких-то отраслей экономики. Я, например, не большой сторонник этого, потому что предприятие с госучастием априори менее эффективно, чем предприятие с участием частного бизнеса. Приоритетным все же является инвестиционный климат. Если он приемлемый, то тогда бюджет развития появляется сам собой», — заявил «Кавказской политике» доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Кубани, член Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди.
По мнению ученого, сохранение социальной направленности бюджета более актуально. «Вряд ли общество сегодня готово переставить приоритеты — скажем так, затянуть пояса, но при этом смириться с тем, что у нас бюджет развития. Сегодня людям объяснить это очень сложно. Может быть, даже и невозможно», — признает Александр Полиди.
«Понятно, что мы хотим, чтобы в бюджете было и развитие, и социалка. Однако для этого у нас слишком слабая экономика. Санкции и то, что сегодня имеет место, заставляет нас идти по пути залатывания дыр. Я стал бы говорить не о бюджете развития, а об антикризисном бюджете. В первую очередь, он борется за то приемлемое состояние, к которому мы привыкли», — пояснил эксперт корреспонденту «Кавказской политики».
«И еще один момент: сегодня безусловный приоритет денежной политики — это сокращение инфляции. Но сокращать ее на фоне государственного финансирования не всегда эффективных проектов практически невозможно. Поэтому бюджет во всех смыслах компромиссный. И он не может устраивать абсолютно все стороны. Вряд ли сегодня возможно что-то другое», — подвел итог Александр Полиди.
Владимир Приходько
Источник: kavpolit.com