Добродетель для чайников
Одним из тонких дефектов нашей морали является вера в то, что для совершения хороших поступков достаточно одного желания. Это плохому человеку приходится все время напрягать мозги, хитрить, изворачиваться, строить планы и козни, и так далее. Человеку же хорошему все это как бы не нужно. Например: врать сложно, а говорить правду — просто. Не то чтобы вот так «легко и приятно», но просто. Думать-то не надо, знай рассказывай то, что на самом деле было. Украсть сложно и страшно, а не воровать – никаких сложностей, просто не тяни руки к чужому. И так во всем.
Да, конечно, хорошему человеку тяжело жить, его все обижают, он получает меньше благ, чем плохой, он часто несчастен и т.п. Но зато он не ломает голову.
Интересным следствием такой системы воззрений является убежденность плохих людей в том, что все хорошие люди – просто недотепы, неспособные додуматься до самой простой лжи или банальной подлости. Оттого они и неуспешны.
На самом деле ситуация не такова. И хорошему, и плохому человеку нужно думать, чтобы достичь успеха. Подлый дурак, скорее всего, ничего особо не добьется, а то и пострадает – причем, скорее всего, больше, чем добрый дурачок. Просто плохому человеку приходится думать после первой же совершенной им гадости – примерно по тем же причинам, по которым брошенному в речку приходится как-то выплывать. У него есть мощный стимул – избежать наказания и воспользоваться плодами сделанного. Тут хочешь не хочешь, а смекалку включишь.
У хорошего же человека такого стимула нет. Он не боится, что его накажут, потому что вроде как не за что. Поэтому на свою жизнь и окружающие обстоятельства он обращает внимание куда меньше. Он легко упускает возможности; он робеет и отступает там, где подгоняемый страхом негодяй прет вперед; он не видит подвоха там, где подозрительный негодяй его различает, и так далее.
Кроме того, у хорошего человека есть специфические риски и слепые пятна, которых нет у плохого – как и наоборот. И это тоже надо иметь в виду.
Раньше это в виду и имели. Откуда растут ноги у всяких «адатов» и «кодексов чести». Которые были предназначены прежде всего для людей, претендующих на то, что они хорошие. И в которых было очень много полезного. В том числе и то, что говорить правду не легче, чем лгать (а иногда и сложнее), что «не воровать» подразумевает «добиваться благосостояния благородными средствами» и как это делать (или хотя бы в какую сторону думать), почему нельзя лениться и бояться (и как это преодолеть при отсутствии стимула в виде страха) и т.п.
Сейчас от всего этого остались только законы в смысле «уголовного кодекса» — то есть про то, как наказывать плохих (причём наказывать силами государства). Плюс «понятия», тоже понятно на кого ориентированные. Как жить хорошим, чтобы при этом не биться мордой о батарею – поди где прочитай.
Константин Крылов
Источник: rosbalt.ru