Эксперт: как сохранить машиностроение на Украине
«Единственный шанс выжить для „Мотор Сич“ после прекращения поставок в Россию — торговать через посредников. Возможно, для этого придется открыть филиалы в ДНР и ЛНР», — заявил корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 17 ноября, политический эксперт, шеф-редактор издания «Однако.Евразия» Семен Уралов.
Иначе, по словам Уралова, «Мотор Сич» просто не сможет найти рынок сбыта для своей специфической продукции. «Сомневаюсь, что „Мотор Сич“ сможет найти другой рынок сбыта. Слишком специфическую продукцию выпускают. Конечно, можно провести конверсию, начать производить кондиционеры и моторчики к фаллоимитаторам. Но боюсь, что в случае конверсии производство просто не выдержит конкуренции с китайскими и южнокорейскими производителями. Поэтому единственный шанс для предприятия сохраниться — это пытаться торговать с РФ через посредников. Может быть, стоит зарегистрировать филиал предприятия в Донбассе. Потому что не исключено, что у предприятий ДНР и ЛНР будет особый торговый режим с Россией», — считает эксперт.
Тем более что, по мнению политолога, рассчитывать на помощь от Киева предприятию не приходится — поскольку нынешней Украине высокотехнологичное производство ни к чему. «На Украине вошел в завершающую стадию процесс поглощения экономики финансовым капиталом. Это типичный рейдерский захват — только рейдерят целую республику. А согласно практике любого рейдерского захвата — активы надо покупать, когда они в минусе. И когда можно забрать за долги, сменив вовремя администрацию. Так что газотурбинные двигатели в рамках такой экономической модели нужны только в формате металлолома. Соответственно, рассчитывать предприятию на поддержку центральной власти в Киеве бессмысленно. Придется выбираться самим», — отметил Уралов.
Он подчеркивает, что отказ от российского рынка для «Мотор Сич» мера хоть и вынужденная, но крайне символическая для украинской промышленности. Предприятие, которое было флагманом высокотехнологичного производства, фактически рискует пойти ко дну. И в первую очередь это может повлечь цепную реакцию для запорожских промышленных предприятий. «»Мотор Сич» — это не градообразующее предприятие, все-таки это не промышленный гигант вроде «Запорожстали», ферросплавного завода или АЭС в Энергодаре. Это скорее флагман запорожской индустрии — на него всегда ориентировались остальные. Там лучше всего шли дела, там выпускали высокотехнологичную продукцию. Если флагман дал течь — значит, вся флотилия уже тонет. Так и происходит — закрытие рынка РФ для запорожских предприятий, отсутствие заказов на внешних рынках, прибыль, выведенная со счетов предприятий на частные счета владельцев, менеджеры-финансисты вместо директоров-производственников во главе советов директоров. Запорожская и украинская промышленность находятся в кризисе не только потому, что плоха ситуация в украинской экономике и отказ от евразийской интеграции закрыл рынок России. Катастрофа усилена тем, что украинскими промышленными предприятиями и холдингами управляют финансисты, которым поставлена задача оперативно и эффективно выводить текущую прибыль, оставляя предприятию минимум средств. Машиностроение слишком сложный сектор производства — Украина просто не может его себе позволить. Потому что нужно развивать технические науки, готовить новых инженеров, воспитывать квалифицированных рабочих. Торговать высокотехнологической продукцией — это отдельное искусство. Потому что надо уметь встраивать производство в большие технологические цепочки, а не просто выставлять партии товара на биржу», — сказал эксперт.
Что же касается последствий решения «Мотор Сич» о прекращении поставок в Россию малоразмерных газотурбинных двигателей для крылатых ракет для российской экономики, это, по мнению Уралова, катастрофическими последствиями не грозит. «На экономике это не отразится, но определенные проблемы в отдельных секторах производства может создать. Но если верить вице-премьеру Рогозину, курирующему ВПК, с которым преимущественно сотрудничала „Мотор Сич“, в РФ предприняты меры по замещению ненадежных украинских производителей. Так ли это — мы сможем увидеть на этом конкретном примере. Потому что если меры предприняты не были — то завалится целый сектор высокотехнологичного производства. Если же есть замещающие производственные мощности, то ничего страшного не произойдет — чуть-чуть изменится производственный цикл. Также, вероятно на складах есть достаточный запас газотурбинных двигателей на время изменения структуры поставок для российского ВПК», — резюмировал Уралов.
Как сообщало ИА REGNUM, украинская компания «Мотор Сич» приняла решение о прекращении поставок в Россию малоразмерных газотурбинных двигателей для крылатых ракет, что подтвердил генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.
Источник: regnum.ru