К 21-ой годовщине принятия Конституции России
Или праздник со слезами на глазах
Часть 1. КТО ВИНОВАТ?
Из ста обычных «смертных» россиян вряд ли найдется тот, кто искренне считает День Конституции своим праздником. Люди чувствуют разницу между красивыми строками Основного закона и реальной жизнью. Формально страна якобы живет по Конституции, а фактически ее главные принципы искажены до такой степени, что многие статьи лучше читать с частицей «не», либо ставя после каждой строчки вопросительный знак. А лучше и то, и другое.
Россия — НЕправовое НЕдемократическое НЕсоциальное государство? Увы, это так, потому что власть в ней не принадлежит народу, а узурпирована бюрократами, то есть чиновниками. Таково наше государственное устройство, т.е. СИСТЕМА ВЛАСТИ в стране, провозглашенное Конституцией: абсолютная монархия номенклатурного типа, при которой неизбежно к власти приходит НОМЕНКЛАТУРА во главе с «сувереном». Отсутствие контроля, гигантские полномочия, зависимый суд и парламент со временем полностью развращают правящую верхушку, которая искренне убеждена в своей исключительности и в том, что страна отдана им на вечное кормление. В этих условиях единственной вменяемой идеологией бюрократических кланов является КОРРУПЦИЯ, обеспечивающая быстрое, но криминальное обогащение этого сословия, благо Россия действительно невероятно богата.
Вот почему строительство пост-путинской России новая власть (когда-нибудь придет такая пора!) должна начать с основ, т.е. с КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ. Если ж этого не будет… Наверное, кто поумней и шустрей — побегут из страны, и сложно их будет за это осуждать: пусть хоть своим детям и внукам дадут шанс жить в нормальных странах. Тем, кто останется в стране, т.е. подавляющему большинству придется испить горькую чашу до дна, ибо без такой реформы Россия обречена на деградацию и общее прозябание, а скорее всего — территориальный распад, который у нас, как известно, сопровождается большой кровью и сломанными судьбами миллионов семей нашего МНОГОСТРАДАЛЬНОГО и несчастного народа.
Отношении к Конституционной реформе, вернее, к необходимости ее проведения есть лакмусовая бумажка честности ЛЮБОГО ПОЛИТИКА, если хотите — МОМЕНТ ИСТИНЫ для каждого, пришедшего во власть не ради мщения или банального воровства (обогащения), а будущего России ради.
Кремлевские руководители в один голос утверждают, что, дескать, Конституция у нас отличная. Она как политическая «священная корова», которую нельзя трогать. Впрочем, когда Кремлю надо, трогают и за рога, и за вымя. В основном, чтобы на века вечные упрочить свое господство: то президенту срок удлинят, то Думе, то число субъектов (областей и краев) начнут сокращать в угоду новому «начальнику».
Конечно, власть предержащим очень бы хотелось вернуть времена КПСС, когда 6-ая статья (не путать с 6-ой Палатой) прошлой Конституции прямо закрепляла за единственной партией, скромно называемой «умом, честью и совестью эпохи» вечное правление. И никаких выборов, «плюрализма мнений», бессмысленной политической конкуренции. Зато всегда- неизменные 98-99% народной поддержки «нерушимому блоку партийных и беспартийных» — и дело, то есть сохранение вечной власти НОМЕНКЛАТУРЫ (тогда — партийной), с концом.
Сейчас так ПОКА с Россией нельзя (ключевое здесь слово — «пока»). Вождям страны приходится на людях, с трудом подавляя раздражение, декларировать многопартийность, имитировать выборы, говорить о воле «народа России», взывать к мировому общественному мнению. А когда все отвлекутся — душить оппозицию, фальсифицировать выборы, запускать по беспределу «административный фактор», желательно с полицейским, следственным и СУДЕБНЫМ преследованием, юлить, врать, жульничать, травить оппонентов в СМИ и, прилюдно облажавшись, гордо держать голову: дескать, где доказательства, пароли, явки?! Ведь решения НАШЕГО, полностью ЗАВИСИМОГО ОТ ЧИНУШ правосудия подтверждают: власть в России легитимна аж на все 146%!
Было бы глупо утверждать, что в нашей Конституции всё плохо. Это не так. Есть вполне приличные, европейского и мирового уровня главы и статьи. В первую очередь, главы 1 и 2 ( по статью 64 включительно), а также частично до ст.80. Это, так сказать, биль о правах и свободах и принципах построения государства, которые уже давно в условиях монополизации власти превратились в красивую, но постоянно нарушаемую декларацию. Однако не будь этих статей, я уверен, Россия давно бы стала жесткой тоталитарной державой, если не диктатурой.
Большая часть остальных статей Конституции, начиная с 81-ой, устанавливают принципы организации власти в России и взаимодействия ее отдельных ветвей и уровней между собой. Как шутят наши юмористы, «вот где собака порылась!»
Увы и ах, но остальной текст Конституции де-факто вводит в России особую форму правления — абсолютную монархию номенклатурного типа, когда «узкий круг ограниченных лиц» безраздельно правит всем и вся без всяких сдержек и противовесов.
Не верите? Попробуйте внимательно прочитать Конституцию на предмет того, что можно противопоставить монарху, извините, президенту, если он откровенно попрет вдурь? Заставит пол-страны кукурузу на «северах» сажать или, ещё хуже, поворачивать реки или рыть каналы от моря до моря?!
Квинтэссенцию конституционных полномочий президента страны можно выразить тремя словами: «президент может всё». Все остальные ветви власти практически лишены полномочий и выполняют роль дорогостоящих декораций к абсолютной власти монарха.
В частности, избранный народом (?) Парламент не может влиять на формирование правительства, не обладает реальными правами контроля и расследования, не участвуют в выработке доктрины безопасности, не участвует в решении вопросов войны и мира, является статистом в вопросах распределения бюджета и т. д.
Словом, кроме Северокорейского, нет, наверное, нигде в мире столь слабого, бесправного и от этого бесполезного Парламента. Кстати, его президент в любой момент и распустить может, как когда-то царь разогнал ажэ целых две дореволюционные Думы. А чтобы в Федеральном собрании (Парламенте РФ) ничего непредсказуемого не произошло, Совет Федерации, так называемая Палата регионов, априори на 50% назначается исполнительной властью, т.е. «избранными» с подачи того же президента губернаторами. Словом, страховка на все 200%: Совет Федерации всегда «прокремлевский» и всегда может остановить любое решении ГосДумы. Прелесть, а не «народный» Парламент…
Ничуть не лучше у нас дела с другой «независимой» ветвью власти — судебной. Я не знаю, как там в Северной Корее, но в Конституции РФ, ст. 83 п.«е» записано прямо и без обиняков: «Президент ПРЕДСТАВЛЯЕТ Совету Федерации (читай, своим подчиненным — Г.Г.) кандидатуры ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ судей Конституционного Суда…, Верховного Суда…, а также кандидатуру Генерального прокурора…, вносит в Совет Федерации предложения ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ДОЛЖНОСТИ Генерального прокурора…; НАЗНАЧАЕТ СУДЕЙ других федеральных судов».
А теперь теперь скажите, какая может быть независимость судей и прокуроров, если их назначение и увольнение целиком во власти политических начальников? Всех строптивых да самостоятельных давно заменили на «чего изволите?». Вот поэтому наша Фемида часто не только ничего не видит, но и не слышит и знать не хочет, особенно когда речь идет о преступлениях «знати». «Слепнет и глохнет» наше правосудие и тогда, когда поступает команда, определяемая вместо Закона принципами «политической целесообразности»: в этом случае право, здравый смысл, долг, честь, совесть — вся эта химера улетучивается вмиг, и ЛЮБОЙ, даже самый абсурдный приговор становится истиной в последней инстанции.
Есть свои «обиды» на Конституцию у регионов России, а ведь они по статусу — ГОСУДАРСТВА, вполне осознанно и добровольно объединившиеся в ФЕДЕРАЦИЮ. Скажите честно, вы верите в самобытность Самарского государства? Воронежского, Рязанского, Томского?! По-моему, мы де-факто давно УНИТАРНОЕ авторитарное государство, где все СУБЪЕКТЫ лишены большинства полномочий и самостоятельности. Как говорится, почувствуйте разницу между Техасом и Новосибирской областью…
И уж совсем обделенным по Конституции (а ещё больше по жизни) является у нас экзотическое «местное самоуправление», которое хоть и «самостоятельно», но «не входит в систему органов власти». Если кто-нибудь знает место, где существует независимое и самостоятельное местное самоуправление, дайте знать. Буду туда экскурсии водить вместо музея разных диковин.
Как утверждают эксперты, за годы после 1993 президент и исполнительная власть присвоили себе СОТНИ дополнительных полномочий, полностью ИСКЛЮЧИВ всякую возможность контроля за своими действиями. Серьезно перераспределены в пользу чиновников процедуры распределения бюджета, ущемлены права регионов и муниципалитетов. Чиновники взяли под контроль основные отрасли экономики, финансовые потоки, природные ресурсы и национальные резервы.
За эти годы они уничтожили как угрозу своему безраздельному господству демократические институты: референдумы, честные выборы, свободные СМИ, оппозиционные политические партии, зачатки гражданского общества. Все это сделано на базе сотен принятых конституционных и федеральных законов, а также Указов президента, имеющих равную с федеральным законом юридическую силу.
Доктрина правящей верхушки очевидна и очень понятна: узурпировав власть, ликвидировав практически все формы контроля за своими действиями, новая НОМЕНКЛАТУРА использует свое доминирующее положение для собственного обогащения. В стране процветает махровая коррупция, являющаяся одним из главных инструментов обогащения чиновников, погрязших в воровстве, откатах, заносах и распилах. Быстрее всего в стране растет число миллиардеров, сколотивших капитал за считанные годы и даже месяцы.
Эти возможности дает им, как ни печально, действующая Конституция. Вот почему не изменив в стране СИСТЕМУ ВЛАСТИ, построить новую Россию невозможно. И гоните от себя палкой любого политика, который пообещает вам это сделать без Конституционной реформы.
Часть 2. ЧТО ДЕЛАТЬ? Контуры Конституционной реформы.
Главной задачей новой власти (Путин по-любому не может править вечно) является системная реформа власти, создание в России СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУТОВ управления страной, успешно и эффективно, в отличии от нашей модели «ручного управления», работающих в мире. Лучший вариант — постепенный переход к парламентской республике, исключающей появление «отцов народа», фюреров и иных диктаторов и вождей. Но это моё личное мнение.
Конечно, для реализации этой и других обозначенных целей в Конституцию страны надо будет вносить серьезные правки, даже новую редакцию отдельных глав и статей. Будут подлежать ревизии также многие конституционные и федеральные законы, де-факто создавшие в России нео-монархию.
Первое, что придется сделать новой власти — это сократить и значительно урезать полномочия президента, создав ему надежные противовесы в лице Парламента и Суда. Безусловно, вернуть 4 года (5?) вместо 6-ти, жестко два срока максимум и никаких «подряд». В случае сохранения президентской или смешанной (президентско-парламентской) республики необходимо четко прописать в Основном законе процедуру импичмента главы государства, чтобы президент был не миссией или истиной в последней инстанции, а первым среди равных.
Одновременно с этим нужно серьезно усилить представительную власть, наделив федеральный и региональные Парламенты реальными правами контроля и расследования действий ВСЕХ должностных лиц страны, особенно в вопросах распределения и использования бюджета, деятельности правоохранителей, спецслужб, других силовиков. Как правило, право формирования и (или) руководства такими комитетами, комиссиями контроля и расследования во многих странах — прерогатива парламентской оппозиции. Сам Парламент также должен стать местом подготовки и принятия важнейших вопросов: войны и мира, международных, финансовых, кадровых и т.д.
Верхнюю Палату, Совет Федерации, необходимо превратить в реальную Палату регионов, а его члены должны ИЗБИРАТЬСЯ прямым голосованием жителями субъектов Федерации.
Необходимо создать конституционные механизмы реальной НЕЗАВИСИМОСТИ судов, исключив влияние исполнительной власти в вопросах назначений и снятия судей с должности. Для реформы правосудия надо использовать опыт передовых стран (ФРГ, США и др.), где независимость судов и судей проверена многолетней практикой.
Необходимо пересмотреть распределение конституционных и иных полномочий между Центром и регионами в пользу последних, особенно в рамках межбюджетных отношений и расщепления налогов, иначе Федерацию рано или поздно потеряем. И, конечно, ликвидировать позорную финансовую и административную зависимость местного самоуправления. Повсеместно вернуть ПРЯМЫЕ выборы губернаторов, мэров, большей части депутатов, чтобы в горниле политической борьбы ковалась настоящая элита, а не убогая среда «назначенцев». Ограничить максимальное пребывание губернаторов (мэров крупнейших городов?) на своих должностях 2-мя сроками.
С особой тщательностью должны быть разработаны и приняты новые законы по избирательному праву, а сами выборы обязаны стать настоящей «священной коровой», посягать на которую будет равно самоубийству.
Ключевым моментом формирования новой власти будет обновление госаппарата и введение четких критериев деятельности чиновников (в том числе и силовиков). Они должны стать значительно более подконтрольными, менее многочисленными. В то же время необходимо сформировать профессиональный, хорошо оплачиваемый бюрократический аппарат, дать опытным чиновникам гарантии от необоснованных увольнений по причине самодурства новых начальников (как это практикуется сегодня).
Для определенного круга должностных лиц придется организовать ПУБЛИЧНУЮ ПЕРЕАТТЕСТАЦИЮ. Я противник тотальной люстрации, которая предусматривает «слепые» запреты по профессиональной или номенклатурной принадлежности. Это неизбежно приведет к необоснованному увольнению профессионалов, не скомпрометировавших себя предыдущей деятельностью. В условиях интеллектуального и кадрового дефицита в РФ это очень важно.
Безусловно, новая власть должна будет создать новые гарантии для свободы слова, в первую очередь — СМИ. Совершенно очевидно, что в Конституции надо закрепить принципы, исключающие доминирующую роль государства в национальных СМИ, а также разработать законы, исключающие их монополизацию и превращение в органы пропаганды.
Вполне возможно заложить в Конституцию принципы развития и существования в РФ институтов гражданского общества. Полагаю, этому должна предшествовать (как и многому другому) широкая дискуссия.
Надо четко понимать, что нынешняя Конституция будет перековывать политиков в диктаторов, вождей и авторитарных руководителей ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от их происхождения, профессионального бэкграунда и личных качеств. Такова природа АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ. Многие страны также прошли этот печальный путь, но большинство из них сделали выводы и создали новую СИСТЕМУ управления страной, ИСКЛЮЧАЮЩУЮ узурпацию и монополизацию власти и, как следствие, появление солнцеподобных «отцов народов». Именно эти страны сегодня — самые развитые, стабильные и процветающие. Пора и нам встать в этот ряд…
В декабре 1825 года лучшая часть российского дворянства и офицерского сословия требовали для России Конституции, но объяснить невежественным и забитым нижним чинам значение этого слова так и не смогли. Тогда руководство восстания пошло на хитрость: был пущен слух, что, дескать Конституция, за которую надо биться, это жена брата императора. Поэтому в том далеком декабре каждый вышел на Сенатскую площадь со своим представлением о Конституции. Хочется верить, что в наш просвещенный век всё же удастся донести мысли о Конституции без тактических уловок и хитростей…
Сергей Алексашенко
Источник: echo.msk.ru