Камикадзе повторного пользования
Главным итогом первого дня работы Верховной рады Украины VIII созыва стало утверждение на посту председателя правительства этой страны кандидата Арсения Яценюка, «тянувшего премьерскую лямку» все последние месяцы после Евромайдана. За «нового-старого» главу кабмина проголосовало абсолютное большинство — 341 свежеизбранный депутат. Подтверждение полномочий Яценюка в качестве главы «правительства политических камикадзе» хоть и выглядит консенсусным решением «промайданной» Рады, тем не менее, означает лишь новый виток нарастающего политического противостояния. Этот виток вполне может закончиться окончательным падением в штопор, поскольку состояние восточного соседа усугублено неважными делами на «Восточном фронте» и ухудшающимся экономическим положением страны, отказавшейся от всяких форм сотрудничества с Россией, но так толком и не принятой в «европейскую семью народов».
Без сожжённых покрышек
Формально Яценюк стал компромиссной фигурой в рамках коалиционного соглашения (302 депутата), подписанного пятью фракциями нового украинского парламента: «Блоком Петра Порошенко» (146 чел.), «Народным фронтом» Яценюка-Турчинова (83 чел.), «Самопомощью» (32 чел.), Радикальной партией Олега Ляшко (22 чел.) и «Батькивщиной» Юлии Тимошенко (19 чел.). Целый месяц лидеры свежеиспечённых парламентских фракций не могли договориться друг с другом, деля полномочия внутри комитетов Рады и министерские портфели, — и вот теперь, казалось, они достигли некоторой формы соглашения. Вот и внешне утверждение главы кабмина Верховной радой проходило довольно буднично и мирно: не было ни драк у трибуны, ни фракционных демаршей, и даже у стен парламента люди хоть и расхаживали с флагами, но покрышки не жгли. Однако никакой политический мир не может быть прочным в условиях внутриэкономического коллапса.
Об остроте поджидающих будущее правительство проблем свидетельствует хотя бы тот факт, что его руководителю только теперь предстоит внести на рассмотрение парламента проект бюджета на 2015 год, хотя по закону это должно было произойти до 15 сентября. Впрочем, это двухмесячное опоздание выглядит сущей безделицей на фоне фундаментальных макроэкономических изъянов, с которыми столкнулась Украина. Фактическая потеря традиционного российского рынка сбыта для украинских товаров, помноженная на утрату промышленного потенциала Донбасса и серьёзнейший энергетический кризис, является тем грузом на шее нового правительства, который способен очень скоро утянуть его на политическое дно, нарушив хрупкий мир, установившийся в Раде. Похоже, парламентская коалиция — а значит, и нынешний состав кабмина — способна просуществовать лишь то время, в течение которого можно лихорадочно пользоваться преференциями вновь распределённых постов, не опасаясь нарастающего народного недовольства. Рано или поздно кому-то, однако, придётся стать крайним и по полной программе ответить за бедственное положение в экономике, — и вряд ли г-на Яценюка устраивает подобная перспектива.
…И Джо его благословил
Вместе с тем, при определённых раскладах украинской внутриполитической ситуации, должность коалиционного премьер-министра может приобрести ключевое значение — в особенности если главе правительства удастся заручиться поддержкой силовых министров. Это объясняется не только результатами выборов, на которых «Народный фронт» Яценюка показал неожиданно высокие результаты, но и общей тенденцией к перераспределению полномочий между президентом и парламентом, проявленной после преждевременного ухода со своего поста Виктора Януковича. Поэтому на какое-то время, несмотря на острейший экономический кризис, фигура «начальника над бюджетными потоками» может стать де-факто более важной, чем даже «оторванный от реалий жизни» президентский пост. Косвенно о подобных перспективах может свидетельствовать краткий визит в Киев вице-президента США Джозефа Байдена 20-21 ноября.
Первые полноценные переговоры в украинской столице заместитель Барака Обамы провёл тогда именно не с Порошенко, а именно с Яценюком, кандидатура которого накануне как раз и была выдвинута «на соискание» должности премьера. Такой порядок встреч высокопоставленного гостя дал повод аналитикам говорить о том, что Байден не просто «утвердил» Яценюка на будущую должность, но и ясно показал «городу и миру», на кого ставит Вашингтон в непрекращающейся внутриукраинской борьбе за власть. Всё это прекрасно понимают как Порошенко, так и свеженазначенный глава правительства. Если тенденция к расколу «майданной» политической элиты, проявленная на выборах, будет продолжена, то президент рискует довольно быстро остаться во власти лишь с чисто представительскими функциями, да ещё с клеймом «инициатора гражданской войны» — тогда как премьер-министр, подставляясь под очевидные рейтинговые риски как «капитан гибнущей экономики», способен, при некотором стечении обстоятельств, получить значительные конъюнктурные преференции от своего поста. Поэтому, сколько бы ни демонстрировали показательного дружелюбия на публике Порошенко и Яценюк, поводов у обоих для плодотворной совместной работы, равно как и у их парламентских фракций, будет оставаться всё меньше. А значит, усугубление политического кризиса на бедствующей Украине будет продолжено.
Денис Тукмаков
Источник: riafan.ru