Казахстан готовится к прыжку
Накануне президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неожиданно выступил с посланием к народу. В нем бессменный лидер страны объявил о начале новой экономической политики «Нурлы жол» («Светлый путь»).
Это послание должно было прозвучать после Нового года. Перенос на ноябрь Назарбаев объяснил необходимостью оперативно реагировать на внешние вызовы. «Падение цен на наши экспортные товары приводит к снижению поступлений в бюджет, но при этом перед правительством ставится непростая задача — обеспечить все социальные обязательства перед народом в полном объеме», — заявил Назарбаев.
Речь идет, конечно же, о падении цен на нефть, от экспорта которой Казахстан получает 52% поступлений в государственную казну. О пересмотре бюджета Астана заявила еще в сентябре. По данным ВВС, сейчас Казахстан ведет переговоры с Goldman Sachs о перекредитовании при выплатах внешнего долга.
В настояще время неокторые из основных показателей Казахстана таковы: ВВП на душу населения превысил 13,5 тыс долларов, уровень бедности в республике составляет 3%, безработица — 5%, что существенно ниже запланированных показателей. Но патриарх казахстанской политики предвидит долгие годы кризиса. «Геополитический кризис, санкционная политика ведущих держав дают дополнительные препятствия для восстановления мировой экономики, — заявил Назарбаев. — Я из своего большого опыта просто предчувствую, что ближайшие годы станут временами глобальных испытаний в мире и для нас тоже. Будет меняться архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут не все государства, этот рубеж перейдут только сильные, сплоченные народы и страны».
По словам Назарбаева, Казахстан, находясь близко «к эпицентру геополитического напряжения», особенно уязвим. «Поэтому нам необходимо оперативно пересмотреть некоторые позиции, также внести корректировки в планы на предстоящий период», — пояснил он. По мнению Назарбаева, времени на раскачку у страны нет, антикризисные меры надо реализовать уже с 1 января.
Основой казахстанского НЭПа должен стать пятилетний план инфраструктурного развития стоимостью $30 млрд, из которых 85% составят внешние инвестиции. Сюда входит строительство автобанов, железных дорог, развитие авиасообщения, энергетической инфраструктуры на юге страны, реиндустриализация, модернизация ЖКХ, строительство арендного жилья, новые места в школах и детсадах, кредитование малого и среднего бизнеса. Определены 10 основных вузов, на базе которых будут готовить кадры для химической и нефтяной промышленности и для металлургической индустрии.
Назарбаев сообщил о выделении на поддержку экономического роста страны дополнительно до $3 млрд из Национального фонда республики ежегодно в течение ближайших трех лет. По его словам, в Нацфонде собрано более 105 млрд долларов.
«Нурлы Жол» станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы. Только за счёт строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. А это означает занятость и рост доходов населения. «Нурлы жол» произведет мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики», — заявил Назарбаев.
Судя по содержанию речи, на фоне новой холодной войны РФ с Западом Казахстан также рассчитывает на рост внешних инвестиций. Президент сообщил, что в реализации проектов готовы участвовать более чем 100 стран и различные международные организации. «Например, Всемирный банк, АБР, ЕБРР, Исламский банк развития, с которыми правительство провело переговоры, и я со всеми встретился, уже готовы выделить сумму порядка $9 млрд», — сообщил глава государства. Как подчеркнул Назарбаев, в общем инвестиционном портфеле, который ожидает Астана, — около $40 млрд.
Безусловно, географическое положение Казахстана действительно позволяет ему стать не только сырьевым придатком более развитых государств, но и транспортным хабом между Россией и Китаем, Россией и Ираном, Россией и Южной Азией, включая выход в Персидский залив. Интерес к транспортным коридорам в этих направлениях велик: в частности, Москва заинтересована в прокладке вдоль восточного берега Каспия коридора Север-Юг в Иран. Китай также заинтересован в строительстве автодороги в Иран, но уже от своей границы. Продвигается также проект автотрассы Петербург-Казань-Казахстан-Китай. Есть и привлекательные проекты строительства железных дорог через Казахзстан.
Но с другой стороны, Казахстану, как и России, «чесаться» надо было раньше: не факт, что Астана сможет привлечь столько же внешних инвестиций, сколько в тучные годы. ЕС и РФ уже фактически выпали из числа инвесторов, поглощенные собственными проблемами. Учитывая, что ресурсы фондов нефтяных монархий Ближнего Востока относительно ограничены и ориентированы на вложения в западные активы, сейчас Назарбаев может рассчитывать только на деньги Китая и США. А это влечет как минимум два риска.
Во-первых, Китай, как показывает практика, дает в основном «связанные кредиты». То есть, на деньги китайских банков дороги будут строить сами китайцы на китайской технике и отчасти из китайских же материалов. Следовательно, мультипликативный эффект, по крайней мере, на этапе строительства, получит китайская экономика.
Во-вторых, если интуиция Нурсултана Абишевича не подводит и нефть не отрастет еще долго — то чем Казахстан будет эти кредиты отдавать в условиях предрекаемых Назарбаевым глобальных катаклизмов? Не получится ли так, что программа реиндустриализации и развития инфраструктуры Казахстана на заемные деньги обернется разделом Казахстана между Китаем и США?
Павел Кривошеев
Источник: rosbalt.ru