Кому в России нужна торговая война с Беларусью?
Конфликт в Таможенном Союзе разгорается. Президент Беларуси Александр Лукашенко раскритиковал контроль над транзитом белорусских грузов, идущих в Казахстан через Россию. Против инициативы Кремля выступают и в Казахстане. Если контроль все же будет введен, сам смысл существования Союза окажется под вопросом.
Получается, что санкции против ТС ввела Россия. В Москве уверены, что с помощью транзитных грузов белорусские компании поставляют в российские магазины, попавшие под российское продовольственное эмбарго продукты из Европейского Союза.
Проще говоря, в Москве «подозревают», что фуры загруженные товарами, предназначенными для Казахстана или Монголии, на самом деле разгружаются где-то на просторах необъятной России. При этом российские таможенники подтверждают, что таможенные документы оформлены правильно и получатели грузов находятся в Казахстане.
Однако, несмотря на это, несколько дней назад российские таможенники не пропустили в Монголию партию польских яблок. Таможенное оформление груз проходил на внешней границе Таможенного Союза в Бресте. Такой порядок определен Договором. Таким же образом оформляются грузы из Китая, которые следуют в Беларусь. Фуры прошли от границы Польши и Беларуси более 7 тысяч километров, были остановлены в Бурятии и повернуты назад. Теперь Россия хочет восстановить таможенный контроль на белорусско-российской границе…
В ответ на действия российских ведомств белорусский Президент Александр Лукашенко заявил, что «удручен» позицией Москвы. Он считает и, кстати, совершенно справедливо, недопустимым контроль транзитных грузов на границе России и уверен, что такая мера оправдана только на внешней границе Таможенного Союза. Так, в ходе беседы с губернатором Санкт-Петербурга Президент заявил: «Меня сегодня поведение российских властей не просто удивляет, а удручает. Если в ближайшее время не будет нормализована торговля между двумя странами, мы вынуждены будем реагировать. Что это за поведение такое?».
Что же касается Россельхознадзора, там считают, что вопрос контроля транзитных отправлений из Беларуси через территорию РФ в Казахстан и другие страны должен быть решен в трехстороннем формате на уровне Таможенного Союза. Как заявил Президент: «У меня складывается впечатление, что на примере Беларуси в очередной раз, взявшись то за газовую трубу, то за нефтяную, а сейчас за продовольственные вопросы, хотят показать кому-то или всему миру, проучить кого-то. Но мы же не щенки, чтобы нас за шиворот водить».
Российское предложение изменить правила Таможенного Союза не нашли поддержки и в Казахстане. Астана попросту отказалась участвовать в неких «дополнительных переговорах». «Казахстан не принимает нашу систему контроля и не намерен участвовать в переговорах подобного формата. Мы расцениваем эту позицию как нежелание идти навстречу» — отметила официальный представитель Россельхознадзора Юлия Трофимова.
Кроме того, в российских СМИ в совершено циничной форме муссируется версия, что с помощью транзита белорусская сторона на самом деле занимается реэкспортом запрещенной продукции.
Президент Беларуси возможность такого реэкспорта начисто отверг: «Реэкспорт невозможен. Возможно, купить норвежскую рыбу, которая запрещена к поставке в Россию, или плодоовощную продукцию в Польше или Германии, ввезти в Беларусь, переработать, получить соки и прочее, прочее — это уже будет белорусская продукция, и продать ее на российском рынке — это не запрещено. Эмбарго вашим это не запрещено».
Кстати, что немаловажно, подобные переработки были согласованы и с Президентом России и с премьером. Было решено, что это не есть нарушение эмбарго. По этому поводу Президент Беларуси заявил следующее: «Путин говорит: вам никто не мешает, перерабатывайте сырье, но прямого транзита не должно быть. Дошли до того, что поставили в Монголию партию товара, а где-то в Бурятии вернули товар обратно. Но это же поставки в Монголию! Поставляют в Казахстан. Россияне: у нас настороженность, что их Казахстана завезут в Россию. Так вы контролируйте казахов, чтобы они не завезли».
В любом случае, контроль за транзитом грузов в рамках Таможенного Союза подрывает базовые основы функционирования союза — свободное перемещение товаров и услуг, отмечают наблюдатели. Впрочем, первая неделя декабря покажет, есть ли выход из этой патовой ситуации…
Источник: dal.by