Кризисы в Северной Африке и на Украине ослабляют ЕС
Очаги напряженности на южных и восточных границах Европейского Союза угрожают его энергетической безопасности. Перебои в поставках нефти и газа вынуждают руководителей ЕС всерьез задуматься об альтернативных источниках энергии. И в этот раз речь идет не о возобновляемых источниках топлива. В Брюсселе ломают голову над тем, как диверсифицировать нефтегазовые потоки. Напомним, что порядка 57% совокупного спроса на энергию в ЕС покрывается нефтью и газом, основная часть которых обеспечивается импортом.
События на Украине и в странах Северной Африки серьезно повлияли на энергетическую концепцию Европейского Союза. Совсем недавно большие надежды связывались с возобновляемыми источниками энергии. Массовое возведение ветряных турбин, солнечных батарей, гидро- и волновых электростанций должно было избавить ЕС от нефти и газа. Кульминацией стал проект “Desertec”, предусматривающий строительство гигантских солнечных установок в Сахаре. Полученная энергия по разным оценкам могла покрыть около 17% спроса на электроэнергию в ЕС. Однако экономический кризис, волна революций и радикализация Магриба поставили под сомнение потенциал “зеленой энергии”. Европейская комиссия, инициировавшая план достижения 20% потребления из возобновляемых источников до 2020 г., уже признала ограниченные возможности стран-членов и не спешит устанавливать для них новые планки. А проект “Desertec” с ростом насилия в Северной Африке, похоже, ушел в архив. Тем более, что главные инвесторы в лице Siemens и Bosch еще в 2012 вышли из проекта.
Несмотря на то, что именно в последние годы в ЕС все чаще слышны призывы о снижении зависимости от России, поиск альтернативных поставщиков горючего велся еще на Венском газовом форуме 2007 г. Тогда был представлен разработанный в Лондоне проект газопровода “Белый поток”. Магистраль должна была проходить по дну Черного моря и соединить газовые мощности Азербайджана с Европой. Роль транзитеров отводилась Грузии и Украине. После разразившегося в 2014 г. украинского конфликта и потери Киевом полуострова Крым, “Белый поток” остался на бумаге.
Обсуждались и другие маршруты доставки каспийского газа в ЕС, например, через Турцию и балканские страны. В 2002 г. был сформирован международный консорциум “Nabucco” в составе австрийской OMV, турецкой BOTAŞ, болгарской Bulgargas, румынской Transgas и венгерской MOL. Свое название он получил от оперы Джузеппе Верди, видимо, вдохновившего представителей вышеупомянутых компаний на создание этого проекта. Однако судьба газопровода оказалась более трагичной, чем участь главного героя произведения итальянского композитора. В разгар строительства румынско-болгарского участка Министерство энергетики Турции заявило о нерентабельности проекта, что вызвало цепную реакцию. Позднее финансировать проект отказались венгерская MOL и немецкая RWE. У возглавляющей консорциум австрийской OMV не оставалось иного выбора, как 26 июня 2013 г. аннулировать договор о Nabucco. Несмотря на это, европейцы не оставляли попыток строительства путей доставки газа в обход России.
На этот раз за дело взялись нефтегазовые “гиганты” Старого Света: британская British Petrolium, норвежская Statoil, французская Total и немецкая E.ON Ruhrgas. Новый проект Trans Adriatic Pipeline (TAP) должен пройти южнее «Набукко», через Грецию и Албанию и финишировать в районе, именуемом “каблук Италии”. По протяженности TAP (500 км) более чем в половину короче и, следовательно, дешевле своего недавнего конкурента Nabucco (1300 км). Важным новшеством Трансадриатического газопровода станет то, что в роли поставщиков будет выступать не только Азербайджан, но и другие “газовые державы”, такие как Иран, Туркменистан, возможно, Египет и Ирак. Европейцы возлагают большие надежды на бездонные запасы “голубого топлива” в Иране (34 трлн. м³), уступающего по этому показателю лишь России (48,8 трлн. м³). Да и сами иранцы не прочь стать главным газовым партнером ЕС. Как отмечал ИА REGNUM ранее, замминистра нефти и газа подтвердил готовность Ирана поставлять газ в Европу. Али Маджеди отметил, что “без иранского газа проект Nabucco (имея ввиду TAP) будет бесполезен”. Многие эксперты полагают, что провал Nabucco обусловлен тем, что газопровод не обладал достаточной мощностью. Эмбарго в отношении Исламской Республики исключали привлечение газовых месторождений на Южном Парсе (Персидский Залив). Сегодня, когда Брюссель смягчает санкционную политику против ИРИ, вопросы о загруженности Трансадриатического газопровода уходят на второй план. Не исключено присоединение к проекту и Туркмении, замыкающей с 10 трлн. м³ четверку “газовых сверхдержав”.
Брюссель возлагает надежды и на американский сланцевый газ. На последнем саммите ЕС-США в марте 2014 г. президенты Еврокомиссии Х.М. Барозу и Европейского Совета Х. Ромпей попросили Б. Обаму поспособствовать ускорению экспорта газа. Существующие процедуры лицензирования в Соединенных Штатах создают административные барьеры для этого. В случае подписания соглашения о зоне свободной торговле США и ЕС (Transatlantic Trade and Investment Partnership – TTIP) эти ограничения будут упразднены. Однако переговоры по подписанию трансатлантического соглашения тоже столкнулись с трудностями. Спор вызвала 52 статья “о защите прав инвесторов ”от “произвола” национальных государств. Многие страны-члены, в частности Германия, выступают против оговорки, ограничивающей их суверенитет. В Европе растет протест против открытия европейского рынка американской продукции. Озабоченные угрозой вытеснения малых производств транснациональными корпорациями и снижением стандартов продукции, граждане ЕС намерены бойкотировать процесс. Активисты движения “Stop TTIP” уже пытались зарегистрировать свою “гражданскую инициативу” в Еврокомиссии. Получив отказ, союз противников свободной торговли пожаловался в Европейский Суд. Если участникам движения удастся собрать подписи 1 млн. граждан Евросоюза из четверти всех стран-членов (согласно Лиссабонскому договору), Транатлантический договор может быть заблокирован. Скорее всего, если даже договор с США будет подписан, это не будет автоматически значить, что ЕС будет импортировать сланцевый газ. Ведь платить за него будут не Ромпей и Барозу, а домашние хозяйства Германии, Франции, Италии и других стран-членов. А последние вряд ли готовы выделить из своей зарплаты лишнюю копейку во имя атлантической солидарности.
Кроме строительства новых энергетических магистралей, Европа может увеличить объемы закупок у своих традиционных клиентов. Например, крупнейший в мире экспортер сжиженного газа Катар готов расширить свое присутствие на европейском рынке. По данным Aljazeera, к 2020 году около 14% (ныне — 7%) всего европейского газа будет приходиться на Катар, входящую в тройку стран-лидеров по “голубого топлива”. Но при всем желании ЕС, необходимо учесть геополитические издержки импорта из Катара. Маршрут доставки сжиженного газа пересекает потенциально “небезопасные” районы Ближнего востока. В связи с недавними событиями в Йемене, Восточная редакция ИА REGNUM предупреждает: “Tранзит танкерной нефти [и газа] из арабских стран Персидского залива оказывается под угрозой после того, как шиитская группировка «Ансарулла» захватывает ключевой на Аравийском полуострове порт Ходейда, пригрозив перекрыть стратегический пролив Баб-эль-Мандеб, связывающий Аденский залив и Красное и Средиземное море”. К этому можно добавить и непростую ситуацию в Египте, контролирующем Суэцкий канал. Таким образом, учитывая трения Ирана и нефтяных монархий, создающие опасность для вышеобозначенных морских путей, наращивание импорта газа из Персидского залива стоит под большим вопросом.
ЕС не может более игнорировать законы мирового энергетического рынка. Нефть и газ, запасы которых изо дня в день оцениваются все более оптимистично, сохраняют свое господство в мировой экономике. Зависимость европейских стран-членов от дешевой и менее технозатратной энергии будет сохраняться в ближайшие 20-30 лет. Украинский конфликт и “Арабская весна” ничего не изменили. Разница лишь в том, что Брюссель теперь думает о том, как найти новых поставщиков “черного золота” и “голубого топлива”, а не утешается мыслями о строительстве новых солнечных батарей и ветрогенераторов.
Недавнее урегулирование газового конфликта между Украиной и Россией на время успокоило европейцев, боявшихся остаться зимой без отопления. Но для ЕС это лишь передышка. Вогнавшая себя в трудное положение из-за антироссийских санкций Европа теперь пытается компенсировать свои ошибки за счет создания новых энергопроектов. В роли потенциальных партнеров рассматриваются Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Иран, Катар и США. Европейцы еще в 70-х годах поняли, как опасно зависеть от одного поставщика. Очевидно, что диверсификация импорта углеводородов не уменьшит влияния России на газовом рынке Европейского Союза. После запуска Северного потока, обеспечивающего бесперебойное и безопасное снабжение европейцев газом, на очереди стоит и Южный. Страны-участницы проекта, как Австрия, Италия, Греция явно не намерены отказываться от недорогого российского газа в пользу сланцевого из США. Привлекательность проектов, реализуемых “Газпромом” заключается не только в цене, но и в их высокой безопасности. В отличие от газотранспортных магистралей стран Персидского залива, Северный и Южный потоки минуют “кризисные регионы”. Готова ли Европа платить больше и рисковать безопасностью своего импорта во имя атлантической солидарности?
Камран Гасанов
Источник: iarex.ru