Отношения России и Турции — в стадии многопланового партнерства
В преддверии визита президента России В.В.Путина в Турцию.
Хорошие отношения между Москвой и Анкарой устраивают далеко не всех, о чем свидетельствует очередной этап информационной войны, направленной против российско-турецких отношений. Речь идет о серии провокационных «новостей», появившихся в СМИ в ноябре 2014 г., — в преддверии визита В.В. Путина в Турцию. Источником дезинформации стал турецкий англоязычный портал «AWDnews», с подачи которого ложные сведения распространились в российском и турецком интернет-пространстве. Несмотря на то, что первые сообщения портала о якобы имевших место неуважительных высказываниях российского президента в адрес руководства Турции были опровергнуты российским МИДом, дезинформационная компания продолжилась. Портал «AWDnews» снова «пустил утку» о мифическом «телефонном конфликте» между В.В. Путиным и Р.Т. Эрдоганом, якобы сопровождавшемся взаимными угрозами.
Примечательно, что последнее сообщение является точным пересказом фальсификаций двухлетней давности, когда накануне очередной российско-турецкой встречи на высшем уровне развернулась информационная компания, нацеленная на подрыв доверия между двумя странами. Тогда стремление некоторых журналистов к передаче «жареных фактов» способствовало возникновению в СМИ нездорового ажиотажа вокруг отложенного визита В.В. Путина в Турцию осенью 2012 г.
Англоязычные корни современной информационной компании с большой вероятностью свидетельствуют о том, что ее заказчиков нужно искать в «западном лагере», недовольном самостоятельной позицией Турции по вопросу антироссийских санкций и отношений с Россией.
Анкара не намерена сворачивать двустороннее сотрудничество с Россией ни в одной из многочисленных сфер взаимодействия, несмотря на членство в НАТО, особые отношения с ЕС и США и на расхождение взглядов с Москвой по таким острым международным проблемам, как сирийский кризис и события на Украине.
Ярким свидетельством этого подхода является проведение пятого заседания российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ), которое должно состояться 1 декабря 2014 г. в Анкаре. Уникальной особенностью этого механизма межгосударственного сотрудничества, действующего в российско-турецких отношениях с 2010 г., является состав его участников. Работа ССВУ организована в форме ежегодных совместных заседаний кабинетов министров двух стран под председательством глав государств. Такой формат не только позволяет координировать взаимодействие по всему спектру двусторонних отношений, но и обеспечивает широкий канал регулярного диалога на высшем и высоком уровнях. Значение последнего обстоятельства в современную эпоху информационных войн трудно переоценить.
Важное место на повестке дня предстоящего заседания ССВУ будет отведено вопросам экономического и энергетического сотрудничества в соответствии с поставленной целью увеличения двустороннего торгового оборота до 100 млрд. долларов к 2020 г. В настоящее время торговый оборот между Россией и Турцией превышает 30 млрд. долларов. Примечательно, что взаиморасчеты на сумму около 1,5 млрд. долларов осуществляются в национальных валютах, и стороны стремятся увеличить эту цифру. В этой связи европейские санкции в отношении России, к которым не присоединилась Турция, предоставляют новые взаимовыгодные возможности расширения торгового сотрудничества между двумя странами.
Отдельными пунктами российско-турецких отношений в сфере энергетики остаются газовое сотрудничество и строительство первой в Турции АЭС, которое осуществляет Россия на площадке Аккую в районе турецкого г. Мерсин недалеко от побережья Средиземного моря.
Актуальны и новые аспекты сотрудничества в гуманитарной сфере. В связи с отмечавшейся в этом году столетней годовщиной начала Первой мировой войны обострилось внимание к вопросам мемориализации памяти павших воинов. В частности, речь идет о необходимости установления памятника десяткам тысяч русских и турецких солдат, погибших при Сарыкамыше в сражении между армиями Российской и Османской империй на Кавказском фронте (декабрь 1914 — январь 1915 гг.).
По традиции работа ССВУ сфокусирована на вопросах развития двусторонних отношений. Обсуждению острых региональных проблем, таких как Украина или Сирия, уделяется меньше внимания, хотя формат встречи предоставляет возможности для обмена мнениями и по этим темам. Что касается периодически звучащих в СМИ утверждений об охлаждении российско-турецких отношений в связи с разногласиями по Сирии, то можно привести один красноречивый факт. С начала событий «арабской весны» в 2011 г. до настоящего времени более 15 раз официально сообщалось о телефонных разговорах между главами России и Турции. Далеко не с каждой страной поддерживаются столь интенсивные контакты.
Безусловно, разногласия остаются и имеют свой конфликтный потенциал. Москва и Анкара занимают противоположные позиции по вопросу легитимности президента Сирии Б. Асада. Турецкое правительство выступает за «территориальную целостность» Украины и официально не признает воссоединение Крыма с Россией, хотя воздерживается от антироссийской риторики и положительно смотрит на развитие связей турецкого бизнеса с полуостровом.
Вместе с тем руководство России и Турции поставило задачу вынесения обозначенных разногласий «за скобки» двусторонних отношений, которые находятся в стадии многопланового партнерства и по отдельным направлениям носят стратегический характер (например, в сфере энергетики). До сегодняшнего дня эту задачу удавалось успешно решать.
Ирина Свистунова
Источник: riss.ru