Профориентацию следует начинать со средних классов
Выбор будущей специальности и, как следствие, профессии выпускника школы — не самая главная задача современного государства, родителей и самих школьников в системе образования. Но, как показывает практика, от институтов это ориентировка происходит формально, иногда хаотично, преимущественно в массовом порядке и неинтересно. Большинство школьников не спешат определяться с профессией, наслаждаясь остатками детства. А родители «откладывают» вопрос вступления ребенка на конкретную специальность вплотную к регистрации на ЕГЭ, или к вступительной кампании.
Такие тенденции приводят к неоправданной деформации спроса на специальности, к дезориентации рынка образовательных услуг и главное — к дисбалансу на рынке труда, где 4 из 5 выпускников вузов для трудоустройства вынуждены получать второе образование.
Поэтому мнение о том, что профориентация школьников эффективна лишь в последний год обучения, причем — в основном в 11 класс, ошибочное. Именно поэтому, в Украине проводят новый образовательный проект Украина — Польша, о чем доступно изложено тут: zhytomyr-online.com.
Сложившейся еще с советской педагогики тезис о том, что ребенок готов к выбору профессии только в 15-17 лет, не выдерживает испытаний современности. В век новейших технологий и развитых информационных технологий, доступ к которым фактически беспрепятственный, молодежь значительно раньше познает мир, и расширяет круг своих интересов. И самое главное в этот период — правильно сориентировать его. Поскольку «вмешательства» руководства школ, государственных институтов, высших учебных заведений, средств массовой информации часто не воспринимается учениками 5-9 классов, большая роль в профориентации ребенка принадлежит родителям.
В средних классах школы всегда можно выяснить, на что ученик больше способен: выполнять творческие задания, точно следовать рекомендациям, работать самостоятельно или в коллективе, быть лидером или исполнителем и тому подобное. Родителям важно развивать учебные способности, которые приносят школьнику удовольствие. И очень важно — не заставлять ребенка «двигаться» в профессии, которую, по разным причинам, родители сами когда-то не имели возможности освоить. Особенно это нелогично, когда рабочие профессии предлагают сегодня иногда больше материальное поощрение, чем престижные на первый взгляд офисные.