Valto Julez: столичный авангард с украинскими «корнями»
Уже лет 5, если не больше, в музыкальном сообществе ведутся эмоциональные дебаты о том, почему украинские исполнители часто демонстрируют более высокий уровень профессионализма, чем их российские коллеги, и (как логичное следствие) становятся здесь популярнее. В последние годы, правда, в связи с известными всем общественно-политическими проблемами говорить об этом стало якобы неприлично и непатриотично, но факт остается фактом. Певица Юля Митяшова родилась и выросла в Москве, но именно украинская сцена помогла ей громко заявить о себе и продолжить карьеру уже на родине. Свой день рождения на прошедших выходных она отметила дебютным концертом, назвав проект Valto Julez.
Фото: vk.comVALTO || JULEZ.
В 2016 году Юля решила попытать счастье на украинском «Голосе». На слепом прослушивании она исполнила песню «1944», с которой Джамала незадолго до этого победила на «Евровидении». Она показала свою, не похожую на оригинальную, аранжировку композиции, украшением которой стала вокальная имитация звука дудука в финале, и попала в команду Сергея Бабкина. Хотя до конца проекта Митяшова не дошла, зато успела обратить на себя внимание не только слушателей в Украине, но и своих соотечественников, с интересом наблюдавших за происходящим в Интернете. Особенно понравилось публике свежее прочтение хита Земфиры «Мачо», который превратился из танцевального, пусть и лиричного трека, в романс. Его, аккомпанируя себе на клавишных, молодая певица тогда спела дуэтом со своей тезкой Юлией Запорожец. Вернувшись после конкурсных приключений в Москву, артистка выдержала паузу, чтобы понять, как и куда ей двигаться дальше. Настало время собирать урожай, что и доказало прошедшее выступление.
Пространство небольшого клуба как будто превратилось в волшебное подводное царство, а сама хозяйка вечера — в наяду. Ее репертуар — сплав стилей, необычных рифм, тягучих, плавных звуков, текстов на русском и английском. В композициях нет одного доминирующего жанра, есть легкость и свежесть звучания. Это можно назвать поп-музыкой, но очень свободной, не привязанной к ритмам и конкретным мелодиям. «Точкой отсчета стала первая репетиция в сентябре прошлого года, когда мы начали работать с Вовой — барабанщиком и аранжировщиком, — рассказывает Юля, — все песни уже были до этого, я сочинила их сама, но, встретившись с ним, поняла, чего мне не хватало, мы стали заниматься оформлением, звучанием. Мы слышим друг друга с полуслова и, собственно, наши имена зашифрованы в названии: Valto и Julez». Незадолго до концерта коллега Митяшовой по проекту сломал руку, но, хотя в этот вечер он не смог выйти на площадку, результат коллаборации был ощутим. Исполнительницу поддержали и друзья-музыканты: несколько песен она исполнила в сопровождении гитариста, бас-гитариста и барабанщика, разбавив романтическую атмосферу рок-н-ролльной. Так сложилось, что сложности и непредвиденные обстоятельства только оживили действие. В итоге карты сложились, и первый опыт удался. Даже оставшись временно без Valto, Julez показала, что энергетика, харизма, профессионализм и вера в свое дело могут творить чудеса.
***
Юле украинская сцена дала сильный импульс. В чем секрет того, что она претендует на более высокий уровень качества, чем российская, и породила массу талантливых артистов и явлений, прославившихся и у нас? Потап и Настя, Ани Лорак, Светлана Лобода, Елка. Из более молодых — Alekseev, Monatik. Говоря об авангардном сообществе — одесситка Юлия Тимонина, взявшая в конце прошлого года Гран-при на фестивале «Индюшата», который проходит в Москве. Как-то в интервью уже упомянутый Потап, который сейчас занят не только своими выступлениями, но и продвижением подрастающего поколения звезд, сказал мне, что украинские артисты более подвижные, динамичные, легче экспериментируют и в результате — выдают больше свежего, интересного. «Нам тяжелее достаются деньги, — уверен он, — заработки ниже, конкуренция выше. У нас нет общего стержня, вокруг которого выстраивалась бы концепция всего шоу-бизнеса, как это происходит в России. Нашим музыкантам сложнее долго держаться на волне популярности, поэтому приходится быть цепче: они очень стараются на выступлениях, должны каждый раз завоевывать расположение слушателей, удивлять их чем-то новым. В России по-другому: здесь любовь аудитории более доступна и длится дольше. Вы балуете своих артистов, и они иногда расслабляются, могут недотанцевать, недоиграть, недопеть, а то и просто спеть под фанеру». Исчерпывающе. Возможно, некоторым отечественным музыкантам стоит задуматься о том, что ничто не вечно под луной, а публике чуть строже относиться к кумирам и чуть внимательнее к чему-то новому, тогда молодым и дерзким не нужно будет уезжать куда-то, чтобы о них узнали в родной стране, как это произошло в истории с Митяшовой.