Военный бюджет особого периода
В Госдуме РФ на прошлой неделе в третьем (окончательном) чтении принят проект Федерального закона № 611445-6 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Одна из его главных особенностей — значительный рост расходов на национальную оборону в 2015 году. В сравнении с 2014 годом они вырастут сразу на 33% — с 2,471 трлн руб. до 3,287 трлн руб. Это составит 4,2% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Относительные расходы на национальную оборону в 2016-2017 годах будут соответственно уменьшены до 3,7 и 3,6% от ВВП. Но это тоже значительные показатели, которых Россия ранее не имела. Как отмечается в Заключении думского комитета по обороне № 108/1.1 от 9 октября 2014 года на законопроект о бюджете, они «значительно выше параметров 2014 (3,4%), 2013 (3,2%), 2012 (3,0%) годов».
Обращает на себя внимание, что в подготовленных в июле 2014 года правительством Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (ОНБП-2017) расходы на нужды обороны планировались еще в больших масштабах. Но правительство несколько сдержало военные аппетиты. И понятно почему — в РФ и мире надвигается еще больший экономический кризис, нестабильность усиливается санкциями, введенными США и Западом против нашей страны в связи с событиями на Украине. Между тем трагедии из этого наши политики не делают. Член комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Виктор Заварзин считает, что оборонные расходы на 2015-2017 годы смогут обеспечить обороноспособность нашей страны и отразить любую военную агрессию. В подписанном им Заключении думского комитета по обороне № 108/1.1 на проект закона о бюджете-2015-2017 прямо говорится о том, что «выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных сил РФ».
Отмечается, что основное место в структуре расходов раздела «Национальная оборона» составляет подраздел «Вооруженные силы Российской Федерации», на который приходится в 2015-2017 годах от 81,2% до 86,5% расходов. Главным распорядителем бюджетных средств по подразделу является Минобороны России (более 90%).
Вместе с тем в Заключении думского комитета по обороне обращается внимание, что «в проекте федерального бюджета, как и в предыдущие периоды, в разделе «Национальная оборона» не запланированы расходы по отдельным подразделам, например, по подразделу «Модернизация Вооруженных сил Российской Федерации и воинских формирований».
В упомянутом заключении также отмечалось, что в ходе обсуждения проекта закона о бюджете необходимо предусмотреть «выделение дополнительных бюджетных ассигнований» на тыловые и социальные нужды военнослужащих.
Военные депутаты, в частности, требовали «возобновления проезда на безвозмездной основе военнослужащих и членов их семей один раз в год к местам использования отпуска и обратно», а также увеличения пенсий для отставников. Но эти вопросы депутаты Госдумы, как известно, оставили без внимания. В частности, предусмотренное в бюджете увеличение на 5,5% окладов денежного довольствия военнослужащих и пенсий отставников будет без учета уровня реальной инфляции в стране, которая прогнозируется в 9-10%.
Не прибавила много денег Госдума и в связи проблемами по переводу армии на профессиональную основу. В частности, комитет по обороне был озабочен тем, что «бюджетных ассигнований на обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями и дальнейшее формирование фонда служебного жилья в 2015-2017 годах проектом федерального бюджета не предусмотрено». После обсуждения законопроекта о бюджете на 2015-2017 годы деньги на это выделили, но в очень маленьких объемах. Не повышены в бюджете расходы и на вещевое довольствие военных. По мнению думского комитета по обороне, на эти цели дополнительно необходимо только в 2015 году 29,3 млрд руб.
В проекте бюджета-2015-2017 дополнительные деньги предусмотрены только на выплату денежного довольствия контрактников, как требует подписанный президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года Указ № 604. Этим документом, как известно, поставлена задача ежегодно в течение пяти лет увеличивать численность военнослужащих, проходящих службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек, чтобы довести их общую численность к 2017 году до 425 тыс. человек.
Минобороны сейчас набирает в армию профессионалов даже в больших объемах. Однако в связи с преждевременным расторжением контракта их прослойка в войсках пока формируется в более низких пропорциях, чем требует указ президента. Поэтому военные депутаты написали в заключении на проект бюджета-2015-2017, что «отсутствие в необходимом объеме служебного жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является одним из основных факторов текучести кадров и не позволяет обеспечить комплектование ВС РФ данной категорией военнослужащих». Комитет по обороне предлагает «восстановить финансирование федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту… (2009-2015 годы)» в объеме 82,0 млрд руб.». По словам Заварзина, в проекты бюджета на 2015-2017 годы на эти цели будет выделено всего 10 млрд руб.
Комитет по обороне предлагал, по сути, увеличить военный бюджет еще на 10-15%. Это притом, что из военного бюджета-2015-2017 уже убрали, то есть переписали на гражданские статьи некоторые расходы. В частности, финансовое обеспечение накопительных взносов на именные накопительные счета военнослужащих — участников накопительно-ипотечной системы (НИС) с 2015 года теперь значится в разделе бюджета «Социальная политика». А это немалые деньги. На НИС в 2015 году запланированы суммы в 81,546 млрд руб., в 2016 году — в 83,911 млрд руб. и в 2017 году — в 89,107 млрд руб.
В проекте закона о бюджете страны на ближайшую трехлетку в 2017 году резко (на 10%) по сравнению с прошлым годом планируется сократить расходы на денежное довольствие военнослужащих и гражданского персонала армии. Данное обстоятельство Минфин объясняет давно намеченным в правительстве сокращением численности личного состава силовых структур на 10%. Между тем ранее руководство военного ведомства выступало против количественного сокращения армии.
«Снижение цен на нефть, санкции и экономический кризис, безусловно, отрицательно сказываются на хозяйстве страны. Рост ВВП замедлился, если не сказать, что прекратился. В то же время модернизировать армию, укреплять обороноспособность страны надо продолжать», — объясняет ситуацию военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.
«Заметим, что бюджет РФ на ближайшие три года был рассчитан исходя из цены на нефть в 90 долл. за баррель. А сейчас стоимость нефти на мировых биржах колеблется в районе 80 долл. за баррель. Вполне понятно, что в ближайшие годы России шиковать не придется, ведь помимо проблем с нефтью на экономику РФ отрицательным образом влияют также санкции США и Запада», — отмечает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков.
Он, как и другие эксперты, бюджет страны на ближайшие три года в целом оценивает как напряженный. «Правительству придется урезать финансирование многих программ. Но оборона останется в приоритете… Удельный вес расходов на нее в общем объеме расходов федерального бюджета в 2015 году составит 21,2%, в 2016 году — 19,6% и в 2017 году — 19,9%. Среди прочих 13 основных разделов федерального бюджета на 2015 год рост доли в общей сумме расходов предложен правительством и поддержан депутатами лишь по разделу «Социальная политика», — информирует Родюков.
Источник: vpk.name