Зачем федеральные трассы готовят к посадке истребителей
Минобороны заявило о необходимости внести изменения в нормы строительства автодорог. По мнению военных, каждая федеральная трасса должна быть приспособлена для взлета и посадки боевых самолетов. На всякий случай.
В конце ноября на совещании у президента Путина, посвященном развитию вооруженных сил, министр обороны Шойгу высказал идею, которую уже несколько месяцев вынашивают военные: автодороги в России нужно использовать в качестве военных аэродромов. Для этого новые трассы надо строить не просто как дороги для автомобилей, а как автомобильно-самолетные взлетно-посадочные полосы. Чтобы на них при необходимости могли приземляться (и взлетать) самолеты ВВС.
Военные аргументируют свое требование тем, что в советские годы такие нормы существовали. И все федеральные трассы имели (и имеют до сих пор) так называемые аэродромные участки дорог (АУД), приспособленные для боевой авиации. В сегодняшних стандартах строительства и ремонта дорог этого не предусмотрено. Поэтому – надо вернуть. В Росавтодоре инициативу военных поддерживают. Но предупреждают, что это приведет к удорожанию прокладки дорог.
На сколько это удорожит строительство дорог – пока подсчитывается.
По мнению заслуженного пилота России, летчика-испытателя Вадима Базыкина, АУДы на дорогах нужны.
– Хотя бы для того, чтобы мастерство летчиков повышать. У меня, конечно, вызывает улыбку, когда говорят, что очень сложно посадить машину на шоссе. Но практика в любом случае полезна. Во время войны в первый же день не останется ни одного аэродрома. И придется менять базировку. Поэтому нужно постоянно тренировать армию, – говорит Базыкин.
По его словам, еще с 1930-х годов все крупные автодороги в СССР строились одновременно как запасные аэродромы. На них были АУДы.
– Это прямые участки по 5 километров с идеальным покрытием. А справа от дороги строились рулежки – асфальтированные дорожки, куда самолет мог бы срулить, чтобы освободить дорогу транспорту или другим самолетам, – объясняет Вадим Базыкин.
Все существующие АУДы включены в секретные сборники для летчиков. Вадим Базыкин раскрыл «военную тайну»: поблизости от Петербурга есть три АУДа – на Московской и Мурманской трассах и неподалеку от Выборга. Их нетрудно обнаружить: прямой ровный участок, воздушный коридор над ним (нет ЛЭП и т.п.), рулежные дорожки справа от шоссе.
– АУДы всегда были. А то, что сейчас Шойгу хочет их строить, это больше как напоминание. Но я опасаюсь, что сейчас могут опять под это дело похоронить миллиарды рублей. В принципе, того, как сейчас делают дорожное покрытие, достаточно, чтобы туда садились 30-тонные машины из класса Миг-31, – говорит Базыкин.
Его слова уже подтверждены практикой. В этом году впервые в истории Вооруженных сил РФ штурмовик СУ-25 во время учений приземлился на обычное шоссе (правда, для этого федеральную трассу М60 Владивосток–Хабаровск перекрывали на два часа). Шоссе выдержало.
По прикидкам Базыкина, строительство АУДов удорожит дороги на 15–20% .
У генерального директора Института территориального планирования «Урбаника»Антона Финогенова один вопрос: за чей счет собираются строить так нужные военным летчикам дороги?
– Бесспорно, стоимость автодороги, которая предназначена для посадки военных самолетов, будет гораздо выше обычной, – говорит Финогенов. – И требования к ее эксплуатации и реконструкции довольно жесткие. Плюс – там еще будут расходы, связанные с тем, что кому-то надо оперативно убрать отбойники и прочую придорожную инфраструктуру, чтобы самолет сел безаварийно. Так вот, если все это будут делать за счет военного бюджета, который стал огромным за последние пять лет, – нет вопросов, пусть строят и обслуживают. Если за счет и без того вечно дефицитного бюджета Дорожного фонда или Минтранса, то, наверное, это минус. Потому что тогда вместо 30 километров новых дорог мы получим 20–22 километра. В этом случае я вряд ли поддержу такую инициативу. Для этого есть бюджет военного ведомства.
Министр Шойгу говорил о необходимости внесения изменений в дорожные ГОСТы, это говорит о том, что затраты по устройству АУДов военные собираются переложить на дорожников.
Кстати, еще Антона Финогенова удивляет, что он ничего не слышал о программе реконструкции многочисленных военных аэродромов, которые функционировали в советское время, а за последние 20 лет окончательно деградировали.
– Наверное, сначала надо их в нормальный вид привести? – говорит Финогенов.
До 2020 года в России должно быть построено более 1600 км скоростных автодорог. Среди них – новая трасса Москва–Петербург. Если предложение Минобороны утвердит правительство, значит, и оттуда тоже смогут взлетать штурмовики.
Елена Роткевич
Источник: online812.ru