«По числу народных артистов мы обогнали Большой!»

Примерно посередине между станциями «Белорусская» и «Динамо» расположен островок настоящей цыганской страсти и свободы. Это единственный в мире цыганский театр «Ромэн». Его репертуар вмещает и театральный перформанс «19-17», и романтическую фантазию «Здравствуй, Пушкин!», основанную на письмах поэта, и еще десяток с лишним самобытных постановок. Накануне открытия нового сезона, 19 августа, мы поговорили с директором театра — заслуженным работником культуры России Юрием МОРОЗОВЫМ. Между прочим, для «МК» он совсем не чужой человек — учась в ГИТИСе, он проходил здесь практику, а потом активно сотрудничал с нашей газетой.


«Мы — цыгане». Cцена из спектакля. Фото: пресс-служба театра

— Юрий Алексеевич, новый сезон откроется спектаклем «Мы — цыгане». Спектаклю уже много лет. Зрителей ждет обновленная версия или прежняя, проверенная временем?

— Спектакль «Мы — цыгане» для нас особенный. Он появился примерно тогда же, когда в «Ленкоме» был поставлен мюзикл «Юнона» и «Авось», и судьбы этих постановок в чем-то схожи. Для нас он стал визитной карточкой, как и «Юнона» для «Ленкома». С ним мы объехали почти весь мир и даже попали в Книгу рекордов Гиннесса, сыграв к 2012 году более двух тысяч показов. Конечно, спектакль не стоит на месте, он меняется вместе с жизнью вокруг. Недавно были обновлены декорации, время от времени чуть-чуть видоизменяется сюжет, вводятся новые актеры. Но во всех вариантах это фееричное действие, дающее представление о судьбе, кочевой жизни, характере цыган, включающее песни, танцы, эпизоды из «Кармен» Мериме, «Собора Парижской Богоматери» Гюго, «Очарованного странника» Лескова.

— С какими чувствами вы встречаете новый сезон?

— Честно скажу, со смешанными. С одной стороны, это, конечно, волнение и радость — новая встреча с нашим любимым зрителем, возможность снова радовать московскую публику, такую щедрую на любовь и благодарность: много обращений на сайт, мою электронную почту, телефонных звонков. Но с другой — кризис ударил по нашей культурной жизни очень сильно, и в том числе по нашему театру, сократилась господдержка. Мы, конечно, стараемся что-то зарабатывать и сами, но такая культурно-просветительская работа, которую ведем мы, окупаться не может. Даже народные артисты у нас получают всего 27 тысяч. О зарплатах молодых артистов я не говорю. И становится непонятно: нужна ли государству эта отрасль культуры? Многие снимаются в сериалах.

— Какие премьеры ждут зрителей в новом сезоне?

— В прошлом сезоне состоялись премьеры двух спектаклей «Поющие струны души» и «Бриллианты и любовь». Музыкальная мелодрама «Поющие струны души» посвящена одной из красивейших женщин своего времени — актрисе театра и кино, исполнительнице цыганских песен и романсов Ляле Черной. Пьеса написана Николаем Сергиенко, лично знавшим Лялю, в содружестве с кинодраматургом Вячеславом Романовым. Николай Сергиенко выступил и в качестве режиссера, и как исполнитель одной из главных ролей — Николая Хмелева. Фоном идут черно-белые кинохроники, отражающие события и атмосферу тех лет в стране и в зарождающемся цыганском театре.

Музыкальную комедию «Бриллианты и любовь» написал и поставил наш артист Николай Лекарев, известный зрителям также по концертным выступлениям и работам в кино. Это настоящая комедия положений из жизни современных цыган, легкая и веселая. В соответствии с законами жанра герои спектакля на каждом шагу попадают в немыслимые ситуации, с каждой минутой сюжет закручивается самым невероятным образом. Как всегда, неотъемлемой частью постановки являются музыка, песни и танцы — они пронизывают спектакль, буквально становятся частью диалогов.

— В вашем театре очень много народных артистов?!

— Действительно, много. Несколько лет назад всем театрам было поручено представить списки народных артистов, работающих в труппах, для присвоения премии в Год культуры. И когда мы подали документы в Минкульт, оказалось: по числу народных мы обогнали всех — и «Ленком», и Маяковку, и Большой театр. Есть несколько актеров в солидном возрасте, например Ирина Михайловна Золотарева-Некрасова, Николай Алексеевич Сличенко. Но когда они выходят на сцену, их возраст как будто исчезает, они всегда способны зажечь зал, вызвать восторг и желание аплодировать стоя.

Но при этом у нас и молодежи тоже хватает. Например, в прошлом году мы взяли в труппу довольно много молодых артистов. Иногда я захожу в зал во время репетиции и вижу, как у них горят глаза, когда они выполняют указания режиссеров. И меня это очень радует. Театр живет, связь между поколениями выстраивается! Молодежь к нам приходит из ВГИКа, ГИТИСа и других театральных вузов, но мы отбираем только самых лучших. Да и сами себе готовим смену, у нас есть своя студия, где дети учатся петь, танцевать, актерскому мастерству, а лучшие из них участвуют в детском спектакле «Принцесса Кристиана».

А вообще наш театр я бы сравнил с молодым человеком лет сорока, который полон сил, энергичен, много уже успел добиться, но главные его успехи и достижения еще впереди!