«Батькавщина»: белорусская система управления

«Батькавщина» — название готовящейся к выходу книги Николая Малишевского, посвященной специфике белорусской системы управления и внешней политики, а также видению чиновничеством наиболее важных сфер жизни белорусского общества — от образования и медицины до эмиграции и игорного бизнеса. Вниманию читателей предлагается фрагмент из данной книги, позволяющий ретроспективно (в книге всё это рассматривается намного подробнее) взглянуть глазами хорошо информированного автора на современную Белоруссию, а также на людей и структуры, которые ею управляют.

Белорусскую систему управления можно формально представить в виде двух субъектов — провластных и оппозиционных. Последние делятся на неструктурированные и структурированные (в основном прозападные и служащие проводниками вестернизации). Но первую скрипку играют, разумеется, не они (честно говоря, они и субъектом-то не являются, так, имитация), а структуры, обладающие реальной властью и представляющие «три кита», на коих покоится режим «Батькавщины». 1) Административно-политический. 2) Финансово-экономический. 3) А также своего рода промежуточно-деловой, пограничный в прямом и переносном смысле.

1. Административно-политический включает номенклатурную вертикаль и силовые структуры.

Номенклатурная вертикаль, в свою очередь, включает вертикаль чиновничью (министерства, ведомства, исполкомы) и вертикаль идеологическую (действующую в структурах исполнительной власти, силовых структурах, на предприятиях и производствах, в масс-медийном и культурно-образовательном формате). Замкнута она непосредственно на Александра Григорьевича Лукашенко, считающего своим главным достижением за годы президентства «спасение независимости» Белоруссии от «процессов присоединения» к России и Польше (заявление А. Лукашенко в интервью британским СМИ — телеканалу BBC и газете The Independent, 20.10.2012).

Силовые структуры делятся на «традиционные»: силовые министерства (обороны, внутренних дел, юстиции), «партизан» (территориальная оборона), комитеты, суды и прокуратуру. И военизированные спецслужбы (один из критериев — выполнение хотя бы отчасти функций охранки/тайной полиции, обеспечивающих тотальный политический контроль посредством административных, финансовых и правовых рычагов воздействия): КГК (Комитет государственного контроля), ДФМ (Департамент финансового мониторинга), ДО (Департамент охраны), ДФР (Департамент финансовых расследований), КГБ (Комитет государственной безопасности), ВР (Внешняя разведка), ОАЦ (Оперативно-аналитический центр) при Президенте РБ, ОСАМ (Отдельная служба активных мероприятий), ГРУ (Главное разведывательное управление), СБП (Служба безопасности президента), СК (Следственный комитет), ГКСЭ (Государственный комитет судебных экспертиз), СБ (Совет безопасности), спецструктуры при Совете безопасности, МВД, Республиканской прокуратуре и Администрации президента (включая парамилитарные, созданные для решения внутриполитических задач внесудебными методами). Курирует силовые структуры помощник президента РБ по национальной безопасности Виктор Александрович Лукашенко (старший сын президента). Ибо, цитата: «Мой старший сын работает моим помощником. Он верный человек, никому не мешает. Он — дополнительный источник информации для меня. Он приходит и рассказывает батьке, что считает нужным» (Александр Лукашенко, июнь 2013).

2. «Промежуточный» включает управление делами президента и пограничные службы.

Пограничные службы значимы уже хотя бы в силу географического положения республики, позволяющего иметь хороший гешефт на ее границах, размером эдак с треть госбюджета. Представляют их ГТК (Государственный таможенный комитет) Республики Беларусь и ГПК (Государственный пограничный комитет) Республики Беларусь. Решают эти службы и их спецслужбы одновременно вопросы как бы экономические (конфискация транзитных грузов, контрабанда) и как бы силовые (некоторые самозваные оппозиционеры приписывают им политический контроль инакомыслия), посему и относятся к промежуточным.

Управление делами президента РБ столь важно во многом благодаря фигуре руководителя — Виктора Владимировича Шеймана, экс-госсекретаря Совета безопасности РБ, стоявшего у истоков ряда спецслужб.

Структура, возглавляемая им сегодня, занимается самыми разными, но, разумеется, стоящими и прибыльными проектами. Включая, помимо прочего, посредничество в сделках со странами, подпадающими под международные санкции, реэкспорт в Россию, ну и так, «по мелочам» — рыба, лес, уголь, нефтепереработка, недвижимость, конфискат, монопольный контроль над сахарным, табачным, алкогольным, санаторно-гостиничным, продуктовым рынками (в бюджет идут налоги и акцизы, прибыль на спецсчета, разумеется, для народных нужд).

3. Финансово-экономический включает квазиолигархат и тесно связанный с ним «придворный» бизнес.

Экономический блок завязан на структуры, близкие к «Президентскому спортивному клубу», глава — Дмитрий Александрович Лукашенко, средний сын президента РБ, — также курирующий «фонд Лукашенко», в который, по мнению ряда обозревателей, поступают не только субсидии из бюджета, но и прибыль от азартных игр, торговли оружием, производства сигарет и «штрафов», взимаемых с бизнесменов. В настоящее время экономический блок базируется на государственной монополии в Белоруссии, отсутствии приватизации, доступе к недорогим кредитным ресурсам.

Под олигархами традиционно понимаются крупные собственники, имеющие рычаги влияния на политическую систему — в белорусском случае уместнее говорить о квазиолигархате, целенаправленно взращенном как опора авторитарного лидера при реализации внутренней политики и решении задач внешнеэкономической деятельности.

«Смотрящим» от семьи Лукашенко по нему почему-то стараются представить Александра Шакутина (холдинг «Амкодор», производство спецтехники). Хотя в окружении белорусского нацвождя есть много не менее достойных людей. Вот некоторые из них. Владимир Пефтиев — продажа оружия («Белтехэкспорт»), игровой и лотерейный бизнес («Спорт-пари», «БТ Телекоммуникации»), производство алкоголя, стройиндустрия. Юрий Чиж («Трайпл», «Белнефтегаз», гипермаркеты «Простор»), Николай Воробей («Интерсервис»), — нефтяной бизнес, Анатолий Тернавский («Юнивест-М», «Юнис Ойл», «ЮнивестСтройИнвест») — нефтяной бизнес, стройиндустрия. Павел Топузидис — табачный бизнес («Табак-Инвест»), сеть гипермаркетов «Корона», Александр Мошенский (концерн «Санта Импэкс Брест») — продовольственный бизнес.

«Придворный» бизнес включает целый ряд интереснейших направлений, каждое из которых имеет множество аспектов. Перечислим основные.

— Переработка российской нефти и углеводородного сырья, продажа их в ЕС, (в том числе под видом «растворителей», «смазок» и т.п. для ухода от взимания Россией экспортных пошлин), обеспеченные обещаниями России создать Союзное государство, внутрироссийскими ценами, неучтенными поставками нефти на белорусские НПЗ.

— Доступ на российский рынок, включающий, с одной стороны, свободный доступ белорусских товаров на российский рынок, а с другой — закрытый рынок Белоруссии для российских товаров (кроме нефти и газа).

— Контрабанда в Россию товаров третьих стран под видом белорусских товаров, табачной продукции и конфискат.

— Реэкспорт специфических российских товаров (оружие, драгоценные металлы).

— Развлекательная индустрия (игровая и лотерейная).

— Хлоркалий и алкогольно-табачная сфера.

Эта незатейливая, никогда не освещавшаяся, тем более подробно, но вполне эффективная по местным меркам система управления имеет сегодня три характерные черты, которые верно подметил даже из Варшавы родившийся в белорусском Могилеве польский политолог Павел Усов:

1) Арафатизация оппозиции. Большинство оппозиционных структур таковыми просто не являются. Они привыкли жить на зарубежном финансировании, фактически содержатся донорами и выступают в росли «коллективного Ясира Арафата». Арафат при жизни сумел монополизировать все источники поддержки Палестинской автономии извне, и белорусская оппозиция «арафатизируется», однако не в едином (монопольном) состоянии, а в разорванном, разобщенном. «Белорусская оппозиция» представлена в основном прозападными структурами, по большей части существующими на западные деньги, поэтому и не имеющими опоры в республике и имитирующими борьбу за власть.

2) Пассивное гражданское общество. В пределах существующей системы реформы невозможны, т.к. реформы противоречат ее интересам. И система никогда не пойдет на них. Александр Лукашенко — символ этой системы, причем созданной по старым чертежам и в интересах внешних сил, он — часть этой системы, поэтому не главная причина. Главная причина — сама система, которая работает на этот символ, а символ держит систему, имитируя влияние на политические, силовые и экономические процессы.

3) Кубинизация режима. Режим движется по кубинскому образцу, заимствуя худшую сторону — во внешних отношениях — режима Кастро (изоляция и т.д.), во внутренних — Батисты (игорные заведения и т.п.), устраняя и подавляя всякое сопротивление, монополизируя все рычаги управления и в определенном смысле самоизолируется на внешнеполитической авансцене, хотя его верхушка очень хочет получать ресурсы из России, а личный комфорт — из Европы.

Николай Малишевский

Источник: regnum.by