Кому достанутся Мистрали

Франция расследует кражу оборудования с борта построенного для России «Мистраля». Корабль находится в Сен-Назере и ожидает поставки в Россию, которая была приторможена президентом Франции Франсуа Олландом. 

Выяснилось, что пропали жесткие диски с некоторых компьютеров, еще упоминаются некие средства связи. «На данном этапе российскую сторону мы не подозреваем», — заявили французским журналистам в министерстве обороны Франции. А вот некоторые российские эксперты подозревают в краже как раз французские спецслужбы. В частности по данным капитана первого ранга Виктора Литовкина, на пропавших жестких дисках российские навигационные программы, без которых корабль никуда не уйдет. А во Франции в последнее время стали обсуждать возможность угона «Мистралей» российскими моряками. Российская сторона в этот переполох не вмешивается. В конце концов это все пока проблемы французов. 

В российском военном ведомстве подчеркивают, что миллиарды евро шрафных санкций нас вполне устроят, а некоторые ветераны российского флота вообще считают, что «Мистрали» подходят нашим корабельным группам, как корове седло. Подспудно имеется в виду, что те, кто был инициатором этого контракта на два вертолетоносца, Анатолий Сердюков и Николай Макаров, экс-министр и начальник Генштаба, давно уже уволены. С их уходом изменился и тренд в поставке вооружений. Приоритет вновь за отечественной боевой техникой. 

С решением о передаче России первого из двух прописанных в контракте вертолетоносцев Франция тянула до последнего. Изначально все было запланировано на 14 ноября, потом сроки сдвинули на 20-е числа, а незадолго до объявленной новой даты пресс-служба Елисейского дворца распространила заочное заявление от президента Олланда: нынешняя ситуация не позволяет передать «Мистраль» России. Сообщить об этом публично французский лидер нужным не посчитал, но и этого хватило, чтобы в Сен-Назере, где все это время и строятся корабли, забили тревогу. 

Ведь это, по сути, моногород, и отказ от выполнения договора грозит потерей рабочих мест сотням сотрудников. Сами они пока предпочитают помалкивать, но напряжение — растет. 

«Они (работники) не отвечают за коммерческие сделки, это вопросы, которые должны решать политики, это не наша обязанность. В данный момент ответственность за ситуацию лежит на французском правительстве, но в результате от последствий страдают работники верфи», — говорит генеральный секретарь всеобщей конфедерации труда Франции Жоэль Кадоре. 

Недовольства усиливает и отсутствия какой-либо внятной информации: ни в Минобороны Франции, ни в МИД, ни где либо еще действия Олланда никак не комментируют, словно давай понять — президент решил, с него и спрашивайте. 

«Наше руководство не дает никакой информации и комментариев по любому из вопросов, касающихся этого контракта», — заявляет официальный представитель компании STX Дэльфин Гледель. 

А вот в Москве на заявление французского лидера отреагировали более чем спокойно. Не хотите отдавать корабли — не надо, но в таком случае платите — положенный по контракту штраф. 

«Мы совершенно спокойно относимся к заявлению французской стороны, как заказчики мы выполнили все обязательства и будем действовать и поступать в строгом соответствии с подписанным контрактом, который предусматривает все возможные ситуации, вплоть до той, в которой мы оказались по вине французской стороны, поэтому будем разбираться в арбитражном суде, различных инстанциях, возвращать деньги. На техническом вооружении ВМФ эта непоставка никак не отразится», — отметил Борисов. 

Для России трагедии действительно никакой. Цена неустойки, учитывая стоимость самих кораблей, порядка 3 миллиардов евро. За такие деньги наша страна способна самостоятельно построить два крейсера и атомную подводную лодку впридачу. Без «Мистралей» Россия обойдется, а вот Франция решением Олланда, по сути, сама загоняет себя в тупик. 

Что делать с кораблями в случае, если их не передадут России, для Франции — это вопрос не праздный. Дело в том, что вертолетоносцы уже полностью адаптированы под требования ВМФ России, а значит продать их третьей стороне практически невозможно. Да и самому Парижу они теперь вряд ли пригодятся. Из-за того, что наши вертолеты оказались по размерам больше иностранных — пришлось переделывать ангары кораблей. Вертолетоносец «Владивосток», первый из обещанных, уже полностью русифицирован. То есть, отказывая России в ее законном праве получить корабль, Франция ведет себя, выражаясь по-русски, как собаке на сене — ни себе, ни другим. Но и это было бы для Парижа полбеды, если бы не серьезные финансовые потери. И дело не только в штрафных санкциях и рисках для работников. 

Каждый новый день содержания корабля во Франции — это еще и новые непредвиденные расходы по его обслуживанию в порту. Вот и владельцы сен-назеровской судоверфи переживают. Кто возместит им дополнительные траты? Словом, пока одни сплошные минусы. И поводы для иронических шуток. 

На многих сайтах объявлений в разделе «Катера и моторные яхты» появились предложения о продаже «Мистраля». Потенциальных покупателей просят расплачиваться наличными, в качестве бонуса обещана бутылка шампанского. В условиях поставки значится самовывоз. 

Особо интересующиеся даже подсчитали, что потраченными на штрафные санкции деньгами можно было бы оплатить 57 избирательных кампаний Олланда, 5 чемпионатов мира по футболу, 300 миллионов французских багетов или недельный отпуск для всех французов. 

фосген

Источник: newsland.com