Режиссер Светлана Музыченко рассказала, как найти царя и Бетховена

В подмосковных Вязёмах в старинной усадьбе князя Голицына проходили съемки документально-постановочного фильма «Иоаннис Каподистрия. Русский европеец». Многие у нас даже не знают, кто это такой. Между тем, будущий первый президент Греции в 1815 году вступил в должность статс-секретаря по иностранным делам императора Александра I.

Режиссер Светлана Музыченко и Максим Виноградов в роли Александра I.

Директор Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина, в состав которого входит усадьба Голицына, Александр Михайлович Рязанов проводит нас по дворцовым залам. Он работает здесь 30 лет, с момента основания музея, и теперь оказывает съемочной группе режиссера Светланы Музыченко и продюсера Натальи Ивановой всяческое содействие, став бесценным консультантом.

— Если император посещал усадьбу, то она считалась дворцом, — рассказывает Александр Михайлович. — Императоры не могли останавливаться в домах. Они останавливались только во дворцах.

— То есть стоило государю переступить порог, как тут же менялся статус дома?

— Да. В 1797 году после коронации Павел I приехал сюда. В парадной столовой в его честь был дан обед на 19 персон. Всего лишь два часа император пробыл здесь, но этого оказалось достаточно, чтобы усадебный дом стал называться дворцом. Бывал здесь и Александр I, ставший героем фильма. Наполеон провел ночь в зале, где мы с вами находимся. Он спал на том же кожаном диване, где отдыхал с разницей в два часа Кутузов. После революции мебель отсюда вывезли. Диван не сохранился. Потом много всяких организаций размещались во дворце — дом для беспризорных детей, танковая и парашютная школы, госпиталь во время войны, институт коневодства, где шефом был Будённый, институт фитопатологии и защиты растений, полиграфический институт, дом пионеров и музыкальная школа. Все, что можно было разрушить, — разрушили, но сохранилось само здание. Нам достались руины. Мы стали все восстанавливать с нуля. Не было ни стола, ни стула, ни гвоздя. Собирали коллекцию по крохам. Здесь бывали даже Леонида Георгиевна Романова и Мария Владимировна Романова, претендующая на престол.

Звучит команда «Мотор!». Надо соблюдать полную тишину. Мы находимся в просторном помещении библиотеки, стены которой украшены портретами героев войны 1812 года. За столом – Александр I, которого играет актер МТЮЗа Максим Виноградов, снимавшийся у Владимира Хотиненко в «Достоевском» в роли молодого Федора Михайловича. Рядом с ним — Иоаннис Каподистрия. Эта роль досталась актеру Театра им. Вл. Маяковского Казбеку Кибизову. У него утонченные, восточные черты. Между героями идет вполне актуальный разговор: «Вам ли не знать, что балканский вопрос после наполеоновских войн – самый болезненный?»

Во время небольшого перерыва мы разговариваем с режиссером фильма Светланой Музыченко:

— Какой смысл вы вкладываете в понятие «докудрама»?

— В классическом понимании это инсценировка исторического события с постановочными элементами, игровыми вставками, привлечением документальной иконографики, документов, хроники, интервью экспертов и участников событий. Поскольку у нас это недавно появилось, нет жестких критериев самого понятия «докудрама», и можно вольно обращаться с этим жанром.

— Телевидение настолько дискредитировало его, что документальные фильмы с постановочными сценами заведомо воспринимаются со знаком минус.

— Во Франции прекрасно делают докудрамы про Лувр, импрессионистов, используя мультипликацию и игровые сцены. На ВВС умеют их снимать. На основе давних исторических событий трудно снимать документальное кино. А тут — 1812 год. Сейчас часто берут игровые фильмы, где есть батальные сцены, едут тройки, скачут гусары, и использует как псевдохронику. Эксперты дают интервью, рассказывают о том, что и как было. Может, поэтому вам и не нравится, потому что скучно.

— Кому пришла в голову идея фильма?

— Нашим продюсерам Наталье Ивановой и Марии Ксинопуло. Это их мечта. Я же не знала о Каподистрия ничего. Начала читать, нашла мемуары, записки о нем, оставленные Вяземским, фрейлиной Роксандрой Стурдза. Интересная личность, даже стыдно, что мы его не знаем.

— Долго искали исполнителя на главную роль?

— Долго. Проводили кастинг. Нам же требовалось портретное сходство с героем. Много актеров попробовали, прежде чем остановились на Казбеке Кибизове. Он снимался в проекте Натальи Ивановой «Тэли и Толи», и она предложила его попробовать. Когда мы приехали с Казбеком в музей на Корфу, хранительницы просто бросились к нему: «Похож, похож», потом повели к памятнику, стали сравнивать. В нем есть внутреннее благородство, деликатность и интеллигентность, которые были присущи Иоаннису Каподистрия.

До сих пор в Греции его почитают. Он стал первым президентом страны. Мы увидели там несколько памятников и самый замечательный – на острове Корфу. Сохранились и прижизненные портреты Каподистрия, принадлежащие Брюллову и Пушкину. Александр Сергеевич был увлечен греческой темой. А Каподистрия спас его от сибирской ссылки.


Казбек Кибизов в роли Иоанниса Каподистрия и Максим Виноградов в роли Александра I.

— Наверное, и государя сложно было найти?

— С государями вообще проблема. Пробуешь актера — вроде бы похож. Можно при помощи грима добиться большего сходства. Но по сути все они милиционеры, прокуроры, следаки. Найти артиста, умеющего спину держать, в котором чувствовалась бы порода, и была стать, очень трудно. У нас два возраста Александра I. Сейчас мы снимаем 1821 год, когда царь не так уж и молод. Я просмотрела огромное количество его портретов. Стариком он не был, а умер в 1825 году, когда ему было 47 лет.

— Каково соотношение игрового и документального материала?

— Документальный материал будет подан через популярные в те времена технические средства. Тогда рисовали карикатуры. В книге «Битва дипломатов» английского историка я обнаружила фразу о том, что на знаменитом Венском конгрессе, где решалась судьба Европы после победы русских войск над Наполеоном, был популярен оптический театр. Это некая волшебная лампа, напоминающая современный слайд. Документы, карикатуры, картины мы пропустим через оптический театр. В то время существовали книги-панорамы. Наши художники изготовили их подобие своими руками. Мы много всего придумали, и зрителю будет нескучно.

— Вы ведь снимали не только в Вязёмах, но и в Горках Ленинских, Архангельском?

— Да. В Горках снимали несколько сцен — спальни, публику в светском салоне. У нас будет в кадре Бетховен. Он написал кантату «Славное мгновение», посвятил ее Александру I и сам исполнил на Венском конгрессе. Наш друг и композитор Антон Лубченко сыграет Бетховена. В музее-усадьбе «Архангельское» снимали во дворце Феликса Юсупова сцены отставки Кападистрия и его прощания с Роксандрой Стурдза, которую сыграла Елена Полякова. Удачно, что нам удалось попасть в музеи. А вот Вену мы снимем на «Мосфильме».

— Будет ли любовная линия?

— Мы расскажем о потрясающей любви Каподистрия.

— А как представлена в проекте Греция?

— В конце сентября у нас была экспедиция в Грецию. Мы сняли несколько игровых сцен на острове Корфу в доме отца Каподистрия, в Нафплионе, где нашего героя убили, когда он выходил из церкви, на горе Залонго — символе непокоренной Греции. У нас будет грек-рассказчик в исполнении российского актера греческого происхождения Эвклида Кюрдзидиса. Он свяжет современность и историю. В Москве есть общество греков. Мы с ними дружим и пригласили для участия в массовых сценах. Потом наши гримеры говорили, что у нас лучшая массовка, о какой только можно мечтать.