Театральный батл стал для актеров волшебным пенделем
Нашумевшие импровизационные батлы добрались до театров. Первым на это подписался Театр на Юго-Западе, зародив в своих стенах этот жанр как таковой и устроив здесь только что борьбу команд от «Мастерской Петра Фоменко» и Театра Романа Виктюка. До словесных драк, мата или агрессии не дошло, этого тут по условию быть не могло. Зато была культура и талант, которые рождались на наших глазах.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра.
История сценического версуса родилась не после недавно прогремевшего батла между Оксимироном и Славой КПСС, а в марте прошлого года на сцене Центрального «Манежа» в «Ночь театров». Летом проект признали лучшим на конкурсе «Открытая сцена-2017», одарив его грантом столичного Департамента культуры на дальнейшее развитие. Заручившись такой поддержкой, его организатор Максим Драченин бросил клич по столичным театрам. Кроме упомянутых отозвался еще Ермоловский.
— Многие очень хотели участвовать, но из-за накладок репетиций и нехватки времени не смогли, — говорит Драченин. — Мы — актеры — забываем практику первых курсов, когда нас раскрепощали, требуя за секунды создать этюды. В такие моменты в тебе раскрывается что-то новое, ты сам себе удивляешься. Актеры вообще, как правило, ленивые, и, как признаются мне участники, эти батлы становятся для нас чем-то вроде волшебного пенделя, который возвращает тонус.
Перед поединком фойе Театра на Юго-Западе разрывается от напряжения — интеллектуального и звукового. Здесь примерно 120 зрителей шумно придумывают хитрые задания для актеров. Записывают на бумажках ответы на вопросы — кто, где, что произошло, с которыми предстоит иметь дело участникам батла.
Их — по пять человек от театра — болельщики, расположившиеся по обе стороны сцены, образуя символические фан-зоны, встречают звонким гулом голосов и аплодисментов. Кто из участников какой театр представляет, отличить легко — по майкам, на которых изображены Роман Виктюк и Игорь Войнаровский (актер «Мастерской Фоменко», который не смог быть со своей командой в этот день, но стал ее талисманом). Зрители тоже подготовились: наделали плакатов с названиями театров, которыми размахивают вплоть до объявления победителей.
Жюри в лице профессора ГИТИСа Михаила Скандарова, актера и режиссера Бориса Галкина и педагога по импровизации Анастасии Имамовой — на месте, ведущий — тоже, можно начинать. Разогреваются команды в разминочном «предметном» раунде, представляя, во что могли бы превратиться предметы, выбранные для них зрителями. Перевоплотившись в фантазеров, они углядели в рулетке и клюке — пудреницу и шайбу, саксофон и перископ, клюшку и трубку аквалангиста. Хохот в зале стоит дикий, после чего все забывают про оставшееся смущение, и следующие туры летят непринужденно.
В «немом» раунде только один участник и зрители знают загаданное слово, а остальные члены команды за 15 секунд угадывают его и передают его значение языком жестов. Третий раунд — экспертный — «Руки знают, а голова не помнит». Экспертами становятся по два человека от команд, один из которых «превращается» в голову, другой — в руки и жестами отвечает на вопросы соперников. В четвертом раунде участникам дают совершенно случайные слова, которые они должны вставить в нестандартную ситуацию, не меняя обстоятельств. Одна из сцен — «Неправильный диагноз, который пульмонолог поставил пациенту».
— Я испытал необычный опыт, потому что это не спланированное ток-шоу, а спонтанные включения актеров, — признается после конкурса актер «Мастерской Фоменко» Юрий Титов. — Ты стараешься работать всем актерским аппаратом, и тем интереснее наблюдать за собой, ведь ты все равно можешь с треском провалиться, вот не пошло и все. Возникает ощущение качелей от возможного позора до внутренней победы. Дорогое ощущение. Хотя мы знали правила игры, так как несколько раз с нами проводили репетиции, но не знали самих заданий. Их назначали сами зрители. Это тот редкий случай, когда актеры были менее подготовлены, чем публика.
Пятый раунд — алфавитный. Участники придумывают на заданные темы предложения, начало которых начинается строго по алфавиту. С помощью зрительской поддержки команды пробираются через букву «ё», изобретательно изображая ёлку, чем доводят до приступов смеха не только публику, но и судей.
В заключительном этапе команды раскрываются на полную, так как сочиняют и исполняют песни в жанрах романса, регги и шансона. Тему задают зрители, что лишний раз доказывает прозрачность и честность конкурса.
На все задания отводятся считаные секунды, так что молодые актеры проявляют мобильную скорость принятия решений. Накладки они профессионально выворачивают так, словно это и было задумано. Неудивительно, что в конце многие зрители выходят со словами: «Все спонтанно, а не отчеканено и зазубрено; полет мыслей и фантазии происходил на наших глазах». Победителями объявляют команду «Мастерской Фоменко», хотя члены жюри говорят, что решение было сложным, так как команды «шли ноздря в ноздрю».
— Импровизация — одна из сложнейших театральных материй, — резюмирует Роман Виктюк. — Я за всю жизнь видел столько импровизаций, а искусство там стояло не на месте. А здесь с этим все в порядке.
Следующий театральный батл состоится 30 октября, где актеры Театра на Юго-Западе сразятся с ермоловцами. Победители встретятся в финале с представителями «Мастерской Фоменко». А набравшие наименьшее количество баллов встретятся с командой Театра Виктюка в борьбе за третье место. В планах — провести состязание между московскими и питерскими школами, а там и замахнуться на международный статус, встретившись с иностранными командами.