Фонд кино ждут перемены: по следам демарша Никиты Михалкова

В октябре в Администрации президента прошло заседание Попечительского совета Фонда кино, на котором подвели итоги его деятельности, начиная с 2010 года. Именно этот год в связи со значительными изменениями целевых показателей эффективности работы организации, а также расширением перечня инструментов поддержки можно считать годом «перезагрузки» Фонда кино, как полноценного института государственного содействия развитию отечественной кинематографии.


фото: pixabay.com

Для этого был создан эффективный и прозрачный механизм распределения средств государственной помощи — принимать решения о выделении финансирования тому или иному кинопроекту стали профессионалы отрасли, а не чиновники. Сегодня составы Сценарной рабочей группы и Экспертного совета Фонда кино определяются на основании широкого опроса киноиндустрии.

На заседании Фонда кино, в частности, говорилось о том, что фильмы, созданные при его поддержке, ежегодно приносят до 90 процентов кассовых сборов отечественного кино, а доля российских картин в кинотеатрах увеличилась до 18 процентов. За это время Фонд кино поддержал свыше 400 кинопроектов на общую сумму 28,3 миллиарда рублей.

Некоторые из них, например, «Левиафан» и «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова получили международное признание, став лауреатами Каннского и Венецианского фестивалей. Всего более 200 кинопроектов, получивших финансовую помощь Фонда кино, уже вышли в широкий прокат, их совокупные сборы превысили 36,2 миллиарда рублей.

Таким образом, на каждый выделенный рубль безвозвратной государственной поддержки было получено более 3 рублей кассовых сборов.

В целом 2016 год оказался самым успешным в современной российской истории зрительского кинематографа. Так, в прошлом году в отечественных кинотеатрах российские фильмы посмотрели 35,2 миллиона зрителей. Всего за этот период на экраны вышло 156 фильмов, что в два раза больше, чем в 2010 году.

В 2017 году отечественный кинематограф продолжает демонстрировать опережающие рынок темпы прироста, что позволяет на конец года прогнозировать цифру в более чем 40 миллионов посещений отечественных фильмов. При этом доля российского кино в кинотеатрах страны, как ожидается, перешагнет порог в 20 процентов.

Председатель Попечительского совета, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой заявил, что самое опасное для отрасли — это постоянное изменение правил, тем более, в процессе работы. При этом он назвал в целом правильной государственную политику в сфере отечественной киноиндустрии, которая реализуется через фонд. Однако, по словам Владимира Толстого, жизнь меняется, и перед Фондом кино стоят новые вызовы.

Председатель Попечительского совета фонда рассказал, что за последние десять лет в два раза снизилось число подростков, посещающих кинотеатры. Сегодня подавляющее большинство кинозрителей — это люди в возрасте 30-35 лет. И чаще всего это молодые семьи, а значит необходимо стимулировать появление отечественных кассовых фильмов именно для этой аудитории. Вместе с тем, Владимир Толстой уверен, что на российском кинорынке должны получать свое развитие разные жанры, не только комедии и блокбастеры, но также и авторские, и документальные фильмы.

Таким образом, статистика прошлых лет говорит об успехах Фонда кино, а на будущее видна серьезная перспектива.

Однако незадолго до заседания режиссер Никита Михалков вышел из Попечительского совета Фонда кино, в котором состоял с 2009 года. Он сообщил об этом на заседании коллегии Министерства культуры РФ. Распространился слух, что его поступок станет предметом обсуждения на заседании Попечительского совета. Однако ничего такого, во всяком случае, в присутствии журналистов, не произошло. Владимир Толстой подчеркнул, что Попечительский совет продолжает работу, несмотря на отсутствие Никиты Михалкова. Но многих по-прежнему занимает вопрос, что же стоит за громких уходом Никиты Михалкова?

Режиссер и глава Союза кинематографистов России (в декабре должно пройти переизбрание на съезде СК) заявил: «Я ухожу из коллегии, из попечительского совета, потому что я чувствую свою безответственность, говорю только от себя, и, к сожалению, безответственность руководства Фонда».

Под безответственностью он подразумевает появление в одно время двух крупных и идентичных проектов, посвященных одной теме. Кроме того, речь идет о выходе фильмов, которые «просто ничего не значат», «что-то значат, но никто не знает, что с ними делать». При этом 10 из 10 самых кассовых российских картин были созданы при поддержке Фонда кино, в тои числе такие хиты национального кинопроката, как «Сталинград», «Викинг», «Экипаж», «Притяжение», «Легенда №17», «Вий 3D», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Горько», художественные и анимационные франшизы «Елки», «Три богатыря», «Иван царевич и Серый Волк» и прочие.

Не понравился ему и новый состав попечительского совета Фонда кино. Не по нраву Никите Михалкову позиция советника президента по культуре Владимира Толстого. Последний, с его точки зрения, слишком интеллигентный человек, который вряд ли сможет оказать сопротивление в сложившейся ситуации: «Деньги, которые будут выдаваться, будут выдаваться совершенно по другим правилам, нежели должны были бы. Меня это лично устроить не может» — заявлял мэтр. Очевидно, что именно финансирование государством «главного из искусств» — та самая причина, побудившая Никиту Михалкова довести историю до точки кипения.

Обижаться на государство за недофинасирование своих проектов вроде бы не с руки. Даже наоборот. А вот «праведно» удивиться, отчего столько государственных денег уходят на проекты других режиссеров – вполне!

Во властных кругах, а также в киношной тусовке давно говорят, что причиной демарша вполне может быть борьба за близость к президенту. Никита Михалков и Владимир Толстой фигуры, как ни крути совершенно неравнозначные. Оскароносный режиссер и бывший музейный работник. Проблема лишь в том, что как говорят, неприкасаемых у нас нет. «Если по Михалкову будут какие-то данные, то и его будут проверять. Пока их нет», – добавил Владимир Путин. Эту фразу президента, озвученную во время информационного шума вокруг режиссера Серебрянникова, многие восприняли совершенно однозначно. У Владимира Путина теперь нет любимых режиссеров.

«МК» поговорил с коллегами «нарушителя спокойствия» о причинах его поступка. Некоторые из них удивились такому решению мэтра отечественной кинематографии. Другие подчеркнули, что это личное дело Никиты Михалкова, и, возможно, ему просто не нужно быть членом Фонда кино.

Продюсер Сергей Сельянов:

— Можете объяснить, почему Никита Михалков вышел из Попечительского совета Фонда кино?

— Не знаю. Слышал только то, что он сам озвучил. Все это опубликовано. Я не выяснял каких-то дополнительных вещей.

— Не интересует?

— Ну, вышел, и вышел. Что-то ему не понравилось.

— А есть правда-матка в словах Никиты Михалкова по поводу деятельности Фонда кино? Может быть, чего-то действительно не хватает для полноценной деятельности?

— Да всего хватает. Обычные рабочие вопросы. У Михалкова слова о Фонде — это просто запев.

Кинокритик Антон Долин:

— Я не знаю, почему Михалков вышел из Попечительского совета. Я в недоумении. У него надо спрашивать, почему он вышел. Я никогда не состоял в том совете, я работаю в экспертном совете Фонда кино.

— Возникло подозрение, что из-за идеологического спора с Владимиром Толстым…

— Ну, это может быть, но об этом надо спросить Толстого или Михалкова. Я не присутствовал при этом, не знаю. Наши советы не пересекаются. Люди из экспертного совета сидят на питчингах, читают сценарии, рассматривают разные проекты от режиссеров и продюсеров и голосуют — кому выделять деньги, а кому нет. Дальше это голосование собирается в рейтинг — какой фильм самый перспективный, какой менее перспективный. А дальше рейтинг передается в Попечительский совет, где сидел Михалков, а также Эрнст, Толстой, люди из Минфина и прочие. Они решают, кому, сколько и когда дать, у них есть деньги, которые они распределяют.